Казахстанские спецслужбы стали гуманнее

Эксперты уверены, что госорганы смягчились к оппозиционерам

Социологи Казахстанского института политических решений считают, что  подтверждаются циркулирующие в оппозиционных кругах слухи о смягчении действий государственных органов в отношении подозреваемых в разжигании социальной розни в случае готовности последних идти на сотрудничество со следствием. Ряд наблюдателей предполагает, что именно так можно объяснить неожиданное освобождение из-под стражи активистки «Народного фронта» Айжангуль Амировой, передает корреспондент Total.kz со ссылкой на пресс-службу КИПР.

«В июне мера пресечения в отношении оппозиционных активистов Болата Атабаева и Жанболата Мамая была изменена на арест. Однако через две недели после ареста, согласно обнародованной в СМИ информации, они были переведены в разряд свидетелей и освобождены. Как отмечали адвокаты, к ним была применена 65-я статья Уголовного кодекса «освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием», что указывает на достижение договоренности со следствием. Возможно, показания Атабаева и Мамая будут использованы для осуждения представителей незарегистрированной партии «Алга» Владимира Козлова, Серика Сапаргали», - уверены в КИПР.

По мнении социологов, следственные органы сосредоточились на главной цели – обеспечении доказательной базы против центральных лидеров радикальной оппозиции. Разворачивающийся судебный процесс может стимулировать рост оппозиционных выступлений, а также подтолкнуть наиболее радикальную часть оппозиции к внесистемным действиям.

Риски заключаются также в том, что судебный процесс разворачивается на фоне серьезного обострения внутриэлитных конфликтов, в условиях ожидания отставки целого ряда ключевых фигур во властной обойме. В связи с этим можно ожидать, что процесс будет использован ключевыми политическими игроками для усиления дискредитации конкурентов в глазах президента.

Еще одним из основных событий сектора стало оглашение приговора в отношении участников погромов в Жанаозене. Как и по делу о беспорядках в Шетпе, большинство подозреваемых не было привлечено к реальному тюремному заключению. Многие были оправданы, амнистированы либо получили условные сроки. К заключению приговорены только лица, осуществлявшие координацию действий участников погромов.

Поделиться