Казахстанские учителя против такого «трехъязычия»

Фото: пресс-службы ДВД Алматы

На своей странице в Facebook известный политолог Айдол Самым разместил обращение от имени казахстанских учителей, выступающих против внедрения трехъязычия в сжатые сроки.

«С аккаунта «Голос учителя» обратились с таким письмом и с просьбой расшарить. Вопрос очень серьезный, аргументы важные. Обращение представителей педагогической общественности Казахстана В последнее время министр образования активно форсирует идею повсеместного внедрения трехъязычия, в частности, преподавание предметов на английском языке, начиная с первого сентября этого года. Такая неоправданная суматоха в этом вопросе вызывает серьезную обеспокоенность в обществе. Важно, что недовольство и споры вызывает не сама идея трехъязычия, которая, возможно, и прогрессивная по своей сути, а волюнтаристские методы ее реализации. На наш взгляд, предлагаемый механизм разработан непрофессионалами, далекими от педагогической практики. Налицо чиновничий подход: отчитаться, перерезать красную ленту, а там трава не расти… В этом обращении мы хотели бы кратко высказать наше мнение, которое основывается не только на нашем, но и на международном педагогическом опыте.

1) Целью обучения предмета на английском языке является развитие языковых навыков, а не обучение предмету. Это нельзя путать! И это известно во всем мире, но только не у нас. В результате мы рискуем потерять знания по предмету и это будет не частный случай в отдельно взятой школе, а системная проблема, решить которую в будущем будет втрое дороже. Ведь, если скупой платит дважды, то глупый трижды. Форсирование этого вопроса глупо и преступно!

2) Выбор учащегося изучать предметы на иностранном языке должен быть добровольным! Каждый гражданин нашей страны имеет право получить образование на родном языке. К сведению министра в нашей Конституции статья 19.п.2 гласит «Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». Отсутствие выбора в вопросе получения образования на родном или государственном языке является прямым нарушением конституционных прав граждан Казахстана.

3) Предметы на иностранном языке должны преподаваться только в старших классах и только как предмет по выбору, дополнительно к этому же предмету на своем языке! Преподавание предметов на иностранном языке требует от учеников определенного уровня владения языком, ведь не случайно языковые требования для иностранных студентов, поступающих в зарубежные вузы составляют 5.0-6.0 IELTS. Такой уровень позволяет ученику адекватно воспринимать материал, иначе ученик просто не поймет учителя. А это значит, что ученик не усвоит новую программу и, более того, потеряет уже достигнутый уровень. И такое неполное освоение будет нарастать с каждым классом подобно снежному кому.

4) Школьные учителя, которые будут преподавать предметы на английском языке должны иметь соответствующий сертификат, например, TKT, CELTA, CELTYL (Certificate in English Language Teaching to Young Learners), ICELT (In-service Certificate in English Language Teaching, подтверждающий способность педагога вести предмет на иностранном языке. Здесь важно учесть, что простой языковой сертификат типа IELTS, даже уровня 7 – 8 для учителя-предметника недостаточен, так как он должен помимо хорошего английского обладать еще и специальной методикой преподавания предметов для неносителей языка. Ни IELTS, ни TOEFL этого не дают. Таким образом, то что предлагает министр, а именно, в кратчайшие сроки просто обучить огромное количество предметников английскому языку, является еще одним свидетельством непрофессионализма. Он хочет превратить хороших учителей математики, физики, химии и биологии в жалкие посмешища, которые будут не в состоянии качественно передавать знания ученикам. Все это делается в отсутствие понятной системы стимулирования для учителей. Очевидно, что данная инициатива создаст дополнительную нагрузку на загруженных сверх всякой меры учителей, которые еще и получают в среднем самую низкую зарплату в стране. Полагаем, что в сегодняшней социально-экономической ситуации это чревато!

5) И без того ограниченные ресурсы надо направить на развитие государственного языка! Если сегодня умрет родной язык, за ним последует национальная идентичность и культура, затем национальное самосознание, а в итоге мы потеряем государственность и независимость. В этой связи мы обращаемся к руководству страны с просьбой отложить намеченное на 1 сентября введение новой программы и дать возможность общественности и профессиональному сообществу всесторонне изучить и обсудить это важнейший вопрос. Казахстанские учителя (Из опасений быть уволенными имена не разглашаются)», - говорится в размещенном сообщении.

 

ИА Total.kz

Поделиться