Рабовладельцев, измывавшихся над казахстанцами 10 лет, не накажут

В прокуратуре Москвы заявили, что прокурор действовал в рамках своих полномочий

Преображенская межрайонная прокуратура Москвы отменила постановление о возбуждении дела по факту удержания в рабстве двух женщин из Казахстана в магазине на востоке российской столицы, сообщили активисты, помогающие потерпевшим. «Прокуратура Преображенского района не усматривает противозаконных действий в том, что этих людей удерживали 10 лет, издевались над ними и использовали их рабский труд», - сказал Русской службе ВВС лидер движения «Альтернатива» Олег Мельников.

Как сообщила на своей странице в Facebook координатор проекта комитета «Гражданское содействие» Анастасия Денисова, основанием для решения прокуратуры стало отсутствие состава преступления по статье «Лишение свободы». «Мы же говорим о том, что есть и »лишение свободы«, и »использование рабского труда«, - написала Денисова. В прокуратуре Москвы агентству »Интерфакс« заявили, что прокурор, отменивший постановление о возбуждении уголовного дела, действовал в рамках своих полномочий. »Он действовал в рамках полномочий, предоставленных ему Уголовно-процессуальным кодексом, - сказала официальный представитель прокуратуры Елена Россохина. - Ничего сверхъестественного в этой ситуации нет, это нормальный рабочий процесс".

По словам активистов, в Следственном комитете им сказали, что решение прокуратуры уже обжаловано, поскольку закрытие дела «негативно повлияет на статистику». Уголовное дело по факту удержания в рабстве двух женщин из Узбекистана в магазине на востоке Москвы было возбуждено в минувший вторник. Две уроженки Узбекистана (перед отъездом в Россию перебравшиеся в Казахстан) Лейла Аширова и Бакия Касимова рассказали следователям, что с 2002 года по октябрь 2012 года их незаконно удерживали под угрозой применения насилия в продуктовом магазине в московском районе Гольяново. До того как к делу подключились официальные органы, расследованием занимались правозащитники и журналисты, к которым обратились женщины из Узбекистана и Казахстана.

«Конечно, это ненормально для правового государства, что в данном случае невольники были освобождены не полицией, а гражданскими активистами, однако это свидетельствует о бездействии правоохранительных органов. А разве нормально, что использование на протяжении десяти лет рабского труда прошло незамеченным для полиции и других проверяющих инстанций?» - негодуют родители женщин. Они утверждают, что их дочери оказались в рабстве: в течение шести лет не получали зарплату, систематически подвергались насилию и угрозам, а все их попытки побега заканчивались неудачей и новыми побоями. 30 октября 15 активистов и правозащитников вместе с юристом и двумя съемочными группами телеканалов Рен-ТВ и НТВ приехали в магазин «Продукты», расположенный в доме 11 по Новосибирской улице и вывели оттуда 11 человек.

Один из освобожденных, 18-летний уроженец Казахстана Рахимжан Балкибеков рассказал Русской службе ВВС об условиях, в которых жил он и другие мигранты: «Меня били, когда что-то не успевал делать или делал не так. Через день-два завтра побьют девчонок. Просто находили причины. Друг с другом стравливали». По его словам, они работали с шести утра до полуночи, а иногда - до четырех часов утра без выходных. От хозяев получали «холодную еду» и «что-то просроченное». Балкибеков прямо называет жизнь в подвальном магазине рабством: «Там люди по 10 лет и больше работали. Никто не выходил - это, получается, рабство. Мы хотим, чтобы такого рабства нигде не было, чтобы было все по справедливости».

Адвокаты потерпевших настаивали, чтобы следователи инициировали дело по статье «Использование рабского труда с отягчающими обстоятельствами» и привлекли к ответственности хозяев магазина, которые, как утверждают активисты, ранее уже попадали в поле зрения правоохранительных органов. «В 2002 году уже было подобное дело с этой семьей. Сестру хозяйки этого магазина Шолпан Истанбекову судили по аналогичному делу», - рассказал ВВС Олег Мельников. Бутырский суд тогда приговорил Истанбекову к пяти годам заключения, однако уже на следующий год президент Владимир Путин особым указом помиловал осужденную, сократив срок пребывания для нее в тюрьме до двух лет и шести месяцев.

Анастасия Денисова утверждает, что подобные случаи нередко происходят в России, в том числе и в Москве, но дела почти никогда не возбуждаются по статье о рабстве, хотя фактически речь идет именно о нем. Тем не менее активисты намерены добиваться возобновления уголовного дела о рабстве в Гольяново. «На данном этапе у нас полное недоумение по поводу того, по какой причине можно было отменять это дело, - говорит Олег Мельников. - Возможно, они создали прецедент, для того чтобы все нерадивые владельцы магазинов могли заводить рабов». Активист говорит, что довести дело о рабах до конца - дело чести. «Если этих людей не посадить, кто-то еще почувствует свою безнаказанность. Однажды мы сами станем рабами», - говорит Мельников.

По его словам, в настоящий момент адвокаты комитета «Гражданское содействие» думают о том, как можно вновь возбудить уголовное дело. Свою помощь активистам предложили в правозащитной ассоциации «Агора». Кроме того, на этой неделе представители общественности обратились с открытым письмом к российскому президенту Владимиру Путину с просьбой взять расследование дела под личный контроль. Тем временем граждане Казахстана, которые работали в продуктовом магазине, в среду начали возвращаться на родину.

 
Поделиться