Национальный бренд Казахстана – «этикетка», которая никому не нужна?

Фото: www.birds.kz

На прошлой неделе казахстанские власти объявили о старте конкурса по определению национального бренда Казахстана. Глава Министерства информации и коммуникаций РК Даурен Абаев даже заявил, что страновой брендинг во многом определяет уровень инвестиционной и туристической привлекательности государства. Однако политолог Дастан Кадыржанов полагает, что «начинание» обернется очередным «пшиком», поскольку в Казахстане брендингом занимаются от случая к случаю.

Стоит отметить, что Дастан Кадыржанов в свое время защитил докторскую диссертацию по теме «Международный имидж и страновой брендинг Республики Казахстан».
- Я писал свою докторскую при поддержке комитета по международной информации МИДа. Господин Тажин был министром иностранных дел и являлся моим научным руководителем, – рассказывает Кадыржанов.
Однако, по словам эксперта, труд оказался невостребованным. Нынешняя инициатива Министерства информации и коммуникаций далеко не первая.
- Собираются несколько человек и начинают креативить, а развиваться дальше какой-то «эмблемки» ума не хватает. Страновой брендинг должен быть понятием всеобъемлющим. Что такое символ Казахстана – шанырак, степь, летящий орел? Какова целевая функция у этого символа? Если развитие экотуризма, этнотуризма, то пожалуйста. Перед глазами у казахстанских чиновников есть десятки удачных примеров из международной практики – Таиланд, Грузия, Ирландия, Новая Зеландия и т.д. А у нас собрались любители и говорят: а давайте, ребята, мы скинемся и построим ядерную электростанцию. И с чего начнем? С того, что нарисуем детскими мелками эмблему. Это крайне непрофессиональный подход к такому вопросу, как страновой бренд, – продолжил Кадыржанов.
По мнению политолога, к продвижению страны необходимо относиться не в рамках бюрократических организаций, а как к бизнес-проекту. Для этого необходима теоретическая база, политическая воля и поддержка государства. Для реализации идей требуется создание национальной компании, которая по достижении определенного результата будет распущена.    
- Кому-то захочется сделать туристический символ, кому-то захочется создать возможности для друзей заработать, состряпав логотип, который забудут в очередной раз. А вот системно, как положено, никто этим не занимался. Обычно создается компания с целью и конечным результатом, и после достижения цели компания распускается. И нет такого, что ее создали на века, где будет вечно сидеть старый бюрократ. В Казахстане подобного подхода не было никогда. Все попытки заканчивались крахом из-за неправильной организации. Государству нужно всех собрать, сделать брендинговую компанию, разработать идеологию и поставить задачу.  Но у нас снова – логотип! Будут объяснять, что он хороший и красивый. А какую практическую задачу он решает? Увеличит ли логотип количество туристов? Улучшит ли качество нашего туристического кластера, наших дорог, наших торговых точек? На эти вопросы вы ответа не дождетесь. Многие мировые мастера бренд-менеджмента говорят: «В определенный момент страна достигает такой степени зрелости, когда ставит свои вопросы о страновом брединге правильно, неправильная постановка вопроса говорит как раз об отсутствии этой зрелости», – резюмировал Дастан Кадыржанов.
 
ИА Total.kz
Поделиться