«Онай» – «битва» за проезд проиграна?
16 августа 2016, 14:30
ИА Тотал Казахстан
По наблюдениям некоторых пассажиров, со времени введения транспортной карты «Онай» в автобусах Алматы воцарился хаос. Автобусники утверждали, что их сборы снизились, а жители жаловались на непонимание того, как именно им необходимо оплачивать проезд. Наконец, «возмущенной общественности» пошли навстречу, введя одноразовые билеты «Онай». Наш корреспондент удостоверился в том, что ситуация в общественных перевозчиках все еще далека от идеала.
От чего ушли, туда и вернулись – именно такого мнения придерживаются алматинские пассажиры о введении системы оплаты проезда по одноразовым билетам «Онай». Напомним, что электронная карта была введена зимой, и следующие полгода транспорт мегаполиса работал фактически в тестовом режиме. С помощью карты городские власти пытались выяснить, можно ли победить коррупцию на транспорте и упорядочить ситуацию в сфере общественных перевозок. Также стоит отметить, что карта «Онай» – далеко не первая попытка ввести на алматинском транспорте цивилизованные нормы (вспомним пресловутые валидаторы). По впечатлению «участников проезда», нынешняя попытка не увенчалась должным успехом.
Вернемся к одноразовым билетам. Установка специальных транспортных терминалов началась еще 20 июня, и теперь приборчик можно видеть на большинстве маршрутов. Объяснения компании ТОО «Транспортный холдинг города Алматы» было весьма содержательным: «Это сделано для гостей города Алматы и таких категорий граждан, которые забыли карту или проездной, а также для тех, кто вовремя ее не пополнил или еще не успел приобрести». По словам представителей холдинга, билеты на разовый проезд введены дополнительно к транспортным картам и проездным. Просто заплатите водителю 80 тенге и получите билет.
Однако на деле существование одноразового билета обстановку никак не упорядочивает. «Никаких билетов мы еще не видели. Хотя терминалы есть, они выключены, точно так же отдаем деньги водителю и спокойно едем», – рассказывают жители Алматы. По их словам, если на одной из остановок заходит контролер, достаточно сказать ему, что уже заплатил. При этом у тебя нет ни билета, ни карточки, и через официальные системы учета твои 80 тенге не проходили. Дважды проехав на автобусе, наш корреспондент самостоятельно убедился в том, что вышеописанная схема вполне работает: контролер не поинтересовался наличием у него одноразового билета. Кроме того, по рассказам пассажиров, иногда контролеры берут на проверку карту «Онай», сканируют ее в своем терминале, но почему-то не отмечают не снятую сумму за проезд. Таким образом, определенная часть пассажиров «катается» бесплатно. Стоить напомнить, что безбилетный пассажир привлекается к административной ответственности и штрафу в размере двух МРП. Водитель же наказывается за провоз граждан, не приобретавших билет, штрафом в размере пяти МРП.
Всякого рода курьезы, по свидетельствам горожан, случаются ежедневно. «Недавно был такой случай, что карту терминал просто не принял. При проверяющем я отказался оплачивать наличными, ведь у меня имелся баланс на карте. Я настаивал на своем, говорил «или я плачу по карте или не плачу совсем». В итоге добился того, что меня оставили в покое и пошли проверять других», - поделился один из пассажиров.
Алматинцы шутят, что городские власти, видимо, проиграли «битву за карты», поскольку введение одноразовых билетов хотя и облегчает оплату за проезд, но совершенно не соответствует изначально заявленным целям, ради которых вводилась система «Онай». «За границей на таких карточках ездят от трамваев до электричек – удобно пополнять, расходовать средства. Заплатил и голова не болит неделю или даже месяц. У нас же устроили кавардак: неудобно, непонятно и создается ощущение, что ни пассажиры, ни городской бюджет от этого не выигрывают», – сказал пассажир, сталкивающийся с прелестями алматинского транспорта ежедневно.
Между тем, судя по официальной информации, городские власти еще могут побороться за «Онай». Так, на сегодня выдано и реализовано 1 228 917 карт. К примеру, за 15 августа проезд по картам был совершен 153 797 раз на общую сумму 12 305 680 тенге, а по одноразовым билетам 77 348 раз на сумму 6 187 840 тенге.
ИА Total.kz