Зачем казахстанским старикам пенсии
Мы решили спросить экспертов, какая пенсионная система нам нужна и нужны ли казахстанцам пенсии
Алматинские пенсионеры снова бузят. На днях, собравшись на митинг, они потребовали отставки главного банкира страны Григория Марченко, предложившего еще весной этого года реформировать пенсионную систему Казахстана. Одно из положений проекта реформ – выход на пенсию в 63 года, вне зависимости от пола. Реакция пенсионеров, нынешних и потенциальных, в общем-то, была предсказуема. Самые творческие из них даже объявили конкурс на лучшую частушку о главе Национального банка. Впрочем, уже на этой неделе президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил скорректировать ряд реформаторских предложений с уклоном в сторону выгодных вложений, а не на повышение пенсионного возраста. Чем все это закончится - неизвестно.
По правде говоря, предложения господина Марченко на фоне некоторых российских либеральных фундаменталистов выглядят весьма человечными. Не так давно известный российский публицист Дмитрий Соколов-Митрич, предложил и вовсе отказаться от пенсий. Свою инициативу он разъясняет следующим образом:
- Пенсионные деньги — это не халява. На протяжении всей трудовой жизни государство отщипывает от гражданина пенсионные взносы под обещание выплатить их ему потом — хотя наступления этого «потом» никто не гарантирует. До наступления старости может не дожить либо человек, либо государство. Трудно представить себе более рискованные вложения, нежели вложения в пенсионный фонд.
- Если бы не пенсионная система, у человека был бы совсем иной уровень жизненной мотивации: он бы старался заработать больше, потратить разумней, инвестировать грамотней. Он бы знал, что беззаботная старость полностью в его руках. Как потопаешь в юности и зрелости, так и полопаешь в преклонном возрасте.
- Если бы не надежда на пенсионерское счастье, мы бы совершенно иначе выстраивали отношения с родными и близкими. С тех пор, как в мире появилась всеобщая пенсионная система (а появилась-то она, кстати, всего лишь 125 лет назад), стала стремительно распадаться сначала экономическая, а затем и моральная связь поколений. Молодые больше не считают себя обязанными заботиться о стариках: о них и так государство заботится. А будущие старики, рассчитывая на независимую старость, не видят смысла не только в героическом деторождении, но даже в добросовестном воспитании своего потомства. Большая, дружная, крепкая семья перестала быть единственной гарантией обеспеченной старости.
- Фактически введение пенсионных систем породило в экономиках западного мира дополнительную отрасль, в которой сплелись интересы огромного количества влиятельных людей. Но для работоспособности этой отрасли нужен ресурс — растущее и работающее население. А главный порок пенсионно обеспеченного общества в том, что оно само же и убивает стимул для демографического роста и экономической активности. Потому что чем больше жизнеспособных стариков, тем больше нагрузка на государственные финансы, тем больше проблем с тем, как прокормить растущую армию пенсионеров. И наоборот — в обществе, лишенном пенсий, продолжительность жизни становится фактором экономического роста. Чем дольше живет человек, тем дольше он работает, потребляет и платит налоги. Либо это делают за него родные и близкие, которые обеспечивают ему достаточный уровень потребления. Поэтому для политической элиты такого государства, если только она сама себе не враг, заботиться о качестве жизни в своей стране становится выгодным.
К слову сказать, эта тема в Российской Федерации поднималась не раз, почти с самого развала СССР. Но под угрозой реального социального взрыва, на фоне которого меркнут всякие там Арабские вёсны и Оранжевые революции, Кремль не решался претворять эти предложения в жизнь.
Мы решили спросить экспертов, какая пенсионная система нам нужна и нужны ли казахстанцам пенсии.