Зачем красть бесценные полотна известных художников

И так ли трудно их продать, как принято думать

В ночь с понедельника на вторник из роттердамского музея было похищено семь полотен, в том числе картины Пикассо, Матисса, Моне и Гогена. По словам представителя полиции, речь идет «о необычайной сумме». «Начато масштабное следствие, на месте преступления работают криминалисты», – добавила – она, цитируют ИноСМИ французский Slate.

Здесь сразу же возникает вопрос о мотивах. Зачем красть произведения такой огромной ценности? Действительно, все указывает на то, что продать их будет чрезвычайно сложно. Дело в том, что после каждой подобной кражи во Франции информация о произведениях передается в Центральное управление по борьбе с незаконным оборотом предметов искусства (OCBC), а затем в Интерпол, который составляет список похищенного по всему миру. В настоящий момент в нем значится порядка 35 000 произведений искусства. В 2004 году в Интерполе была даже создана специальная экспертная группа. Толчком для ее формирования послужила война в Ираке и вызванный ей резкий скачок в незаконной торговле произведениями искусства (багдадский музей был разграблен, так как американцы не посчитали необходимым взять его под защиту).

В теории все аукционные дома должны сверяться с этим списком перед тем, как выставить тот или иной лот на торги. Кроме того, существует и другой список – Art Loss Register. Он касается в первую очередь предметов, которые были украдены у евреев во время Второй мировой войны и продолжают регулярно всплывать на рынке искусства. В крупных аукционных домах, таких как Christie's, «с сожалением» отмечают, что с ними «связываются, как только происходит какая-то кража», и заверяют, что «продажа у нас произведений искусства, которые были украдены и внесены в списки, полностью исключена: все выставленные на торги предметы фотографируются и снабжаются серийным номером».

Во Франции не так давно орудовал серийный вор произведений искусства – Стефан Брайтвизер (Stéphane Breitwieser). Этот эльзасец за семь лет похитил 239 произведений искусства из множества музеев по всей Европе. Он питал особую страсть к фламандским художникам XVI века и всегда утверждал, что его главная цель – формирование частной коллекции. Произведения он выставил в двух комнатах у себя дома. Тем не менее, в 2001 году швейцарские полицейские задержали его после кражи в Люцерне. К несчастью для искусства, его мать попыталась избавиться от улик и выбросила часть произведений в канал Рейн-Рона и разбросала их за городом. После освобождения в 2006 году он опубликовал книгу «Признание похитителя произведений искусства» (Confession d'un voleur d'Art), которую журналист Пьер Асулин (Pierre Assouline) так охарактеризовал в тот момент в своем блоге:

«Помимо напряженных описаний самих краж, самые сильные моменты – это то, когда Стефан Брайтвизер пытается понять, как позволил затянуть себя в эту спираль. Он говорит о своей реакции единственного ребенка на уход отца, который забрал с собой мебель, полотна и редкие книги, оставив близких жить в мире Ikea, а также подчеркивает поведение вырастившей его матери, которая слишком сильно стремилась окружить сына опекой».

Не считая краж самых известных и редких произведений, незаконный оборот предметов искусства не думает сбавлять обороты и приносит немалую прибыль. По оценкам Интерпола, нелегальная торговля произведения ми искусства стоит на третьем месте по обороту после наркотиков и оружия.

 
Поделиться