Жумалы: Носители госязыка в РК находятся в ущемленном положении
Политолог объяснил, почему казахстанцы до сих пор не владеют в должной мере казахским яыком и как добиться обратного
Политолог Расул Жумалы считает, что те, кто говорит преимущественно на казахском языке, находятся в ущемленном положении в Казахстане. По его мнению, проблема заключается в исполнении госпрограмм, которые оставляют желать лучшего. Чтобы люди знали государственный язык, необходимо сделать его востребованным, отметил Жумалы в эксклюзивном интервью корреспонденту Total.kz.
- Расул Берекетович, президент на прошлой неделе сказал, что «надо правильно понимать стремления и чаяния казахского народа, который был на грани потери своего языка и сейчас хочет восстановить его». Он также сказал, что те, кто не знает казахского языка, не виноваты, объясняя такой результат тем, что было такое время. Как Вы думаете, действительно ли можно ссылаться на советский период или есть вина самих людей?
- Здесь есть несколько моментов. Во-первых, время, наверное, действительно было такое, и в Советском Союзе проводилась политика русификации под видом советизации. Но постоянно уповать на то, что «время было такое», наверное, тоже не совсем верно. Ведь с момента обретения независимости прошло 22 года. Уже целое поколение выросло. Во-вторых, мне кажется, что, с одной стороны, речь идет о государственном языке, который по мировой практике должны знать все граждане страны. Я не думаю, что Казахстан составляет исключение. Это нормально и правильно.
Мне кажется, президент имел в виду больше не русскоговорящую, а казахоговорящую аудиторию. Если говорить об ущемлении, то как раз ущемляются вторые. Будь то коммерческая, банковская, да и вообще любая служба, попробуйте устроиться на работу без знания русского языка. Это невозможно. Проблема еще и в том, что у нас 90% эфирного времени на телеканалах уделяется русскому языку. Мне кажется, президент имел в виду то, что казахский язык не должен ущемляться. А ведь по факту у нас именно это получается. В ущемленном положении находятся носители государственного языка. Взять хотя бы оралманов, большинство из них не знают русского, но знают свой родной язык. Ни нормальной работы, ни нормальной специальности.
- Почему же до сих пор остается столько проблем со знанием казахского языка?
- Наверное, такое отношение со стороны компетентных органов. Показательный пример – инцидент с авиакомпанией «СКАТ». Несмотря на общественный резонанс, эта компания до сих пор игнорирует государственный язык.
- Глава государства предложил организовать обучение госязыку не только для работников аппаратов, но и для всех желающих. На Ваш взгляд, это даст желаемый результат?
- Курсы должны быть, но без отрыва от работы, чтобы обучение проходило в рамках рабочего времени. Но даже просто создания курсов недостаточно. Любой язык развивается, когда на него есть спрос и есть среда. Должна быть ясная установка, чтобы граждане нуждались в знании государственного языка.
- В недалеком будущем образование в Казахстане по плану должно полностью перейти на государственный язык. Насколько общество будет к этому готово?
- Раньше был план, что к 2020 году 95% граждан будут владеть государственным языком. Но увлекаться принятием тех или иных долгосрочных программ не стоит. Тем более мы знаем, что в самом начале фигурировал 1995 год, потом 2000-й и так далее. Постоянное оттягивание решения вопроса на потом – это не самый оптимальный выбор. Кроме того, можно сколько угодно принимать разные программы, но ведь главным остается их исполнение. А они оставляют желать лучшего. С одной стороны, требуется увеличение числа владеющих казахским языком, а с другой – сокращаются уроки преподавания языка с двух до одного часа в школах с преподаванием на госязыке. То есть правая рука не знает, что делает левая. И, напротив, увеличивается число уроков русского языка и русской литературы в казахских школах. В свете всех этих моментов я даже не знаю, к чему мы придем.
- Можете предложить свой вариант развития событий?
- Это поэтапный процесс. Знание государственного языка должно касаться в первую очередь госслужащих. Затем будут подтягиваться бюджетники, работники бизнеса, банковских, финансовых структур, промышленности. И все это должно проводиться без ущемления прав людей. Человек может владеть множеством языков, но государственный знать необходимо, вопросов здесь не может быть.
Азамат Галеев