148 семей в поселке Мустафина встретят 1 сентября бездомными

Фото: ИА Total.kz

Наводнение, случившееся в Карагандинской области в апреле текущего года, было мало того что неожиданным, так еще и невиданным. В зону затопления попал 51 населенный пункт, тысячи эвакуированных, сотни подтопленных и разрушенных зданий. Пострадавшими подано 1740 заявлений на возмещение ущерба. Из 349 аварийных домов по области, только в поселке имени Г. Мустафина пришлось снести 163 дома и начать отстраивать их заново. На строительство в этот поселок привлечены 38 подрядных организаций.

Специалисты разработали пять типов планировки домов по 40, 50, 60, 80 и 100 кв. м жилой площади.  Новое жилье строят по количеству метров, указанных в документах на старые аварийные дома. Даже если хозяева перестраивали и сами увеличивали площадь дома, но не переоформляли документы, то возводить новый будут в соответствии с фактическим количеством метров, указанным в документах.

У Тогаевой Тулю, например, дом был 75 кв. м, а по документам почти вдвое меньше. Ее семье из восьми человек построят жилье в 44 кв. м.

Стройка в поселке стартовала 5 мая , а 3 июня были сданы первые два дома, и власти обещали построить остальные до 1 сентября.

Но…

На сегодня, по данным пресс-службы облакимата, построено только 15 домов из 163. Конкурсные процедуры давно прошли, подрядчики определены, но деньги из республиканского бюджета поступили с большим опозданием. А эти первые 15 домов построены с привлечением собственных средств подрядчиков. Когда личные деньги закончились, богатые подрядчики вместе с подрядчиками бедными, у которых вообще не было оборотных средств, большой и дружной компанией сели ждать, когда местные чиновники выбьют из госбюджета деньги. Деньги пришли, на дворе уже август, в конце которого власть и обещала пострадавшим дома.

Интересно и то, что со многими подрядчиками до недавнего времени не были заключены договоры на строительство. Странно, но факт остается фактом: пока официально не выделили деньги из резерва правительства, не имелось законных оснований для заключения договоров.

В  Нуринском районе области, например, одна из компаний, подняв за счет собственных средств стены дома, просто решила «бросить это дело»: «А что ты хотел, если нет ни договора, ни денег? говорит подрядчик. Лучше потерять то немногое, затраченное на стены, чем вложиться по полной, построить дома, а потом бегать за деньгами, доказывая в судах, что это ты строил».  

Не укладываясь в сроки и понимая, что 150 домов так быстро не построишь, чиновники придумали хорошую схему: вместо ожидания дома с небес, можно получить на руки компенсацию. 50 000 тенге за 1 кв. м жилой площади аварийного дома. То есть за дом в 60 квадратов предлагают компенсацию 3 000 000 тенге.

Тогда как, по словам подрядчиков, новые дома обходятся им от 14 до 17 миллионов тенге в зависимости от площади. В среднем – 200 000 за кв. м.

То есть чиновники предлагают пострадавшим компенсацию в четыре раза меньше стоимости вновь отстроенного жилья.

5 мая аким Карагандинской области Нурмухамбет Абдибеков призвал подрядчиков к пониманию, сделав такое заявление:

«Мы не исключаем, что наши подрядные организации проявят социальную ответственность и смогут поучаствовать за счет своих средств. Не исключаю такой вариант. Все-таки, когда на месте встречаешься с людьми, проникаешься их болью, возникает чувство сопереживания. Это общая беда».

Сначала был призыв. Затем – приказ. Вот что говорит один местный субподрядчик, не пожелавший огласки своего имени:

«Нас собрали недавно и сказали: раз мы здесь зарабатываем и каждая фирма строит по пять домов, то шестой дом мы обязаны построить бесплатно за счет своих средств, в подарок...» Это не все высказывание последние два предложения строителя по этическим соображениям я цитировать не стал.

Мы приехали в поселок им. Мустафина в субботу 15 августа и побеседовали как с жителями, так и со строителями.

Подрядчики

На доброй половине строительных участков работы идут. Подходим, разговариваем с рабочими и бригадирами. Несмотря на имеющиеся проблемы, они настроены слишком оптимистично: 

- Постараемся закончить дом к 1 сентября, здесь всего 44 метра, говорит Ерсаин, бригадир ТОО «Шет-строй». В понедельник поставим опалубку, приедет миксер с бетоном, зальем фундамент. Успеем.

Счастливые пострадавшие

Тимур Батырханов один из восьми счастливчиков, который с семьей уже въехал в новый дом. Старый дом был площадью 97 квадратов, новый – 79 кв. метров. Государство выделяет деньги только на то, что прописано в документах.

- Четвертый день уже как здесь живем, улыбаясь говорит Тимур. – В наводнении пострадало все имущество, так как дом полностью завалился. До недавнего времени жилье снимали, даже в гараже жили. Да почти все так пострадавшие живут: кто в сарае со скотиной, кто в гараже. Слава богу, получили свой новый дом: классный и обалденный! Нам, наверное, единственным попалась фирма строителей-профессионалов. В доме все удобства, новый котел. Мебели пока нет, главное – крыша над головой есть.

- Мой дом строили основательно: забили сваи, а фундамент заливали только через 14 дней. Основание дома тоже отстаивалось две недели. Все капитально. Я очень доволен!

Интересно то, что подрядчику ТОО «Казтемирстрой» пришлось брать два кредита, чтобы в отсутствие государственного финансирования вовремя сдать свои объекты.

Пострадавшие у разбитого корыта

Возле одного из старых домов мы увидели юрту. Зашли. В юрте по кругу стоят кровати с панцирными сетками и раскладушки. 

- Живем пока в юрте у родственников. Нас тут две семьи: молодые, мы с мужем и наших шестеро детей, один из них инвалид, рассказывает Жанат Оспанова.

- Наш дом признан аварийным, но строить новый нам не хотят, ссылаясь на отсутствие денег. Наш старый дом был 63 квадрата. Говорят: берите компенсацию по 50 000 тенге за 1 кв. м жилой площади от старого дома и стройте или покупайте себе жилье сами. Я дом-то нашла у одной бабушки, но и эту компенсацию мне не дают, говорят, денег пока нет. А я каждый день хожу к этой бабушке, в ноги падаю и прошу пока не продавать дом никому, а подождать, пока деньги придут. Почему нельзя заключить договор с продавцом от имени нашей власти, с гарантией, чтобы мы с детьми въехали в этот дом, а как появятся деньги, так сразу и перечислят продавцу. А дома уже очень дорогие стали – 20-25 тысяч долларов.

- 5 августа я была на приеме, 12 числа звонила, спрашивала, как дела. Аким района Кобжанов пообещал до школы помочь нам с жильем. Но сегодня уже 15 августа, а мы так в юрте и ютимся. Ночью уже холодно. Вчера было настолько прохладно, что я ребенка маленького взяла и пошла в машину (у семьи старенький «Жигуленок» - авт.). Муж ее прогрел, я так и сидела там с малышом до утра. Через две недели родственники юрту забирают, как мы потом будем?

У Жанат Оспановой большая многодетная семья.  

- У меня один ребенок инвалид, младшему полтора года и трое учеников. Откуда я их в школу поведу? Мы к школе совершенно не готовы: ни тетрадей, ни ручек, ничего. Вот сегодня приехали из Фонда первого президента, выдали школьникам ранцы и принадлежности.

Четверых средних детей на время ЧС забрали родственники, когда сошла вода дети вернулись в семью.

- Когда все это случилось, я четверых детей собрала к родственникам в Караганду, а сама осталась с маленьким и старшим сыном – он со скотиной разбирался. Сын ее на пастбище отогнал, так что скот у нас сохранился благодаря сыну. Он первый и прибежал домой, сказал: «Мама, берите маленького и уходите срочно – вода уже с той стороны поселка».

От юрты едем к аварийному дому Жанат. Съехали с дороги на проселочную.

- Вот здесь, в степи, воды было по пояс, показывает Жанат. Чуть сына течением с ног не сбило. У нас воды в доме не так много было, у людей некоторых по метру с чем-то было.

Вышли в огород трава почти в рост человека.

- Мы даже в этом году и огород не сажали. Да и не мы одни – земля долго еще мокрая была. Тут, в степи, до сих пор еще озерца небольшие остались. Заготовки тоже никакие не делали.

Тут в разговор вступил доселе молчавший Даурен муж Жанат:

- Я в поселковом акимате сказал, что соберу своих детей и заселюсь обратно в аварийный дом, раз вы мне ни денег, ни нового дома не даете, и вызову телевидение. «Не делай ничего такого, мы все уладим», сказали в акимате. Так уже 15 августа, а дома обещали до 1 сентября! У нас родственники свою юрту через две недели забирают, она им самим нужна. И где мы будем жить? Заявление акиму Бухар-Жирауского района на компенсацию по 50 тысяч за кв. метр мы написали, номер счета в банке указали, а нам все обещают и обещают! Сначала дом обещали, теперь деньги обещают!

Когда мы уезжали, Жанат, вздохнув, сказала на прощание:

- С первых дней после потопа нам говорили, что будем жить, как на Рублевке: новые дома, новые улицы, новые детские площадки. Даже из Астаны представители Ассамблеи народов Казахстана приезжали и нашим детям обещали, что до 1 сентября всех нас заселят в новые дома. Аким района себя гарантом объявлял. Зачем детям такое обещать?

Напомним, в поселке им. Мустафина необходимо построить 148 домов, а зима не за горами.

Алихан Козбаев

Поделиться