Об однополой любви в Казахстане

Фото: rus.azattyq.org

Любая непризнанная субкультура движется в сторону маргинальных групп общества. Люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией не исключение. Скрытую в этой части общества агрессию подтверждают несколько громких убийств. Нетерпимые к ЛГБТ-сообществу говорят, что в Казахстане резко выросло количество геев и лесбиянок. Психологи опровергают это мнение. Они считают, что количество людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией не меняется.

Этнографы утверждают, что геи и лесбиянки существовали и в древнем казахском обществе, но необычная ориентация скрывалась - все они имели традиционную семью.

«Во все времена были люди с нетрадиционной ориентацией. Многие из них имели полноценные традиционные семьи, строили отношения с близкими и были частью одного сообщества. Нельзя говорить, что их ущемляли или гнобили», - говорит этнограф Досымбек Катран.

38-летняя Гульжан родилась и выросла в одном из аулов южного Казахстана. Хорошо помнит своего учителя истории, который был еще и другом ее старшей  сестры. В те, еще советские, времена они не знали о существовании геев и лесбиянок. Однако этого учителя в ауле называли «қызтеке», потому что он разговаривал и вел себя как девушка и больше общался с женщинами, нежели с мужчинами.

«Когда мы с сестрой бывали в его доме в гостях, он вел себя как обыкновенная девушка, поэтому я всегда за ним наблюдала. Он с моей сестрой и ее подругами мог сплетничать, советовать им модные фасоны. В общем, мне всегда интересно было за ним наблюдать, и я всегда удивлялась ему. В школе его очень уважали: за образованность, терпение, негневливость. За какой-то маленький срок он стал завучем. Все думали, он будет директором. В ауле его принимали за перспективного жениха, и местный богач даже выдал замуж за него свою дочь. Обеспечил их. Но, пожив с богатой женой год, он внезапно с ней развелся. Сам моей сестре рассказывал, как ее избивает и унижает, хотя жена и родила ему дочь», - рассказывает Гульжан.

Позже односельчанин Гульжан уехал и первые годы независимости жил в Алматы. Но в конце 90-х его нашли убитым.

«Я у сестры спрашивала, где он сейчас и с кем живет. Вот она и рассказала, что он был геем, но об этом никому не говорил. Зато бывшая жена поделилась с моей сестрой: они развелись из-за того, что он не хотел с ней жить как супруг и описывал ей достоинства молодых мальчиков. Пару раз она все-таки сумела уложить мужа в постель, поэтому и забеременела. Моя сестра до сих пор живет в том ауле и после смерти друга узнала, что его убил сексуальный партнер», - говорит Гульжан.

Сами люди с нетрадиционной сексуальной ориентаций признаются, что им легче жить в больших городах, нежели в аулах. В городе легко затеряться, всем некогда, и никто не станет тыкать в тебя пальцем.

Сегодня в Казахстане нет точных данных о количестве людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Одни говорят, что их стало больше, другие утверждают, что их число не меняется, просто люди стали чаще проявлять себя.

«Сейчас такая модная тенденция говорить на эту тему. Акцентировать, фокусировать внимание на гомосексуализме и лесбиянстве. Почему раньше у казахского народа не было такого явления? Потому что в старину были приняты ранние браки. Девочки выходили замуж еще до менструального цикла, им было по 12-15 лет. Мальчики тоже рано женились. Это были ранние половые, узаконенные браком отношения. Поскольку все происходило согласно традициям, модель семьи предоставлялась детям взрослыми. И люди женились, создавали семьи, рожали детей. У них был фокус на семью. Сейчас, естественно, в иду экономических каких-то событий браки поздние. Очень много промежуточных отношений и гражданских браков. Поэтому сейчас они могут выбирать: хочешь гомосексуализм, хочешь би-отношения. Но есть дефицит эмоций. Его молодые люди пытаются заполнить за счет каких-то оригинальных отношений, разнообразием секса и так далее», - объясняет психолог Меруерт Кабыкенова.

Опытные люди говорят, пытаясь закрыть гей-клубы, пытаясь унизить людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, мы загоняем их в угол. Это не означает, что они откажутся от своих чувств, это, скорее, приведет к еще большей криминализации таких отношений, появятся многочисленные «квартирники», где никто не помешает сильным вымещать свою агрессию на более слабых людях.  

Сара Исаева

Поделиться