Как наказывать участников чужой войны?

Фото: rus.azattyq.org

Казахстанские правозащитники говорят о том, что необходимо изучать каждый случай отъезда наших соотечественников в Сирию и их возвращение на родину. В противном случае невинные люди могут стать жертвой псевдоборьбы с терроризмом и экстремизмом.

Информация об осуждении братьев из Алматинской области за участие в джихаде в Сирии взволновала многих. Одни считают, что таких  людей стоило бы наказать строже, другие отмечают, что государство должно проявлять гуманность и не злить бывших боевиков.

Напомним, 6 октября этого года прокуратура Алматинской области сообщила, что двое братьев осуждены на шесть лет тюрьмы за участие в джихаде в Сирии и за пропаганду радикальных идей на территории Казахстана.

Правозащитник Андрей Гришин уверен, что в такой ситуации может оказаться любой гражданин страны, поэтому в каждом случае стоит разбираться отдельно.

«Статья есть за участие в военных действиях в тех или иных странах, но здесь нужно учитывать, какой подход применяет государство. Если мы хотим предотвращать такие деяния и не допускать в дальнейшем, то, в принципе, государство может применить амнистию при условии, что люди не принимали прямого участия в актах насилия и готовы вернуться на родину. На самом деле, очень трудно доказать, каким образом эти люди принимали участие в военных действиях в Сирии. Здесь должен быть четкий подход государства. По закону имеют право наказывать? Но как это отразится на ситуации, трудно прогнозировать. Боюсь, что это, наоборот, усугубит ее», - говорит Андрей Гришин.

Известный казахстанский теолог Досай Кенжетай уверен: такие случаи в Казахстане не исследуются и не разбираются. Поэтому трудно дать оценку наказанию, которое понесли два брата.

«Надо изучить историю их отъезда в Сирию, надо с ними говорить и выяснять, почему они туда поехали. Одним не нравится страна, потому что тут не соблюдаются законы, не придерживаются шариата. Другие говорят о процветании в стране коррупции, о том, что нет справедливости. Третьи уезжают в поисках чистого ислама, верят в рай и, став шахидом, намерены достичь своих целей. Некоторые полностью семьями уезжают, то есть происходит отчуждение. Все это надо изучить. В истории казахов такого не было. Надо все это основательно исследовать, чтобы новое поколение не повторяло ошибок нынешнего. Если будем всех, кто уехал и вернулся, сажать в тюрьмы, то другие останутся там умирать на чужбине», - говорит Досай Кенжетай.

По словам теолога, таких исследований пока нет, а если и появятся, то только через лет 50.

Гульмира Камзиева  

Поделиться