Келін - чужая среди своих

Фото: www.time.kg

Плохое отношение к казахским снохам способствует не только появлению неполноценных семей, но и влияет на здоровье нового поколения. По словам гинекологов, уставшие от домашних работ и хлопот молодые женщины не следят за своим здоровьем и в результате рожают слабых детей. Культурологи уверяют, что раньше у казахов не было такого отношения к келін.

Тема казахских снох интересует многих, но мало кто говорит о проблемах, с которыми они сталкиваются ежедневно. Об этом может сутками говорить 30-летняя Мирамгуль из Шымкента. Она шестой год в статусе келін, которая днем и ночью готова встречать в хорошем настроении гостей, не умеет болеть и отдыхать. 

«После рождения первого ребенка женился младший брат мужа. Несмотря на то, что у меня маленький ребенок, мне пришлось встречать и провожать гостей, организовывать свадьбу молодоженам. Никто ведь не спрашивает, устала я или нет, никто не интересуется, как я себя чувствую, и в беготне не заметила, что забеременела. Поэтому через год родила вторую дочку. Не успели придти в себя, умер свекор. Что делать? Пришлось опять, оставив ребенка свекровке, бегать и организовывать поминальный обед, встречать и провожать родственников», - говорит Мирамгуль.

Вся в заботах, она не подумала о контрацепции, в результате - снова беременость и снова кесарево сечение.

«Трудно каждый год ходить беременной и каждый раз ложиться на операцию. Выписываешься из больницы слабая, но это никого не интересует, поэтому, собрав все свои силы, приходилось работать. Как вспомню, до сих пор плохо. А что делать?.. Не воспитывать же детей одной. Муж полностью слушает мать и должен слушать мать, так положено. И сейчас мне некомфортно, хотя дети уже подросли. Потому что гости как ходили, так и ходят, а мы, келинки, как работали, так и работаем. Будто мы не люди, будто мы не хотим отдыхать и наслаждаться жизнью. Не знаю, что делать. Своим родителям говорю, а они советуют терпеть. Как же это несправедливо», - рассуждает Мирамгуль.

Мирамгуль работает учительницей, и от ежегодных родов она заработала себе кучу болезней. Каждый день болит голова, ей трудно передвигаться. Но об этом она старается не думать.

«Чуть приболеешь, свекровка начинает ворчать. Будто я железная и мне нельзя болеть. Иногда думаю: а что, если в один день умру, что будет с моими детьми? Ведь кроме меня они никому не нужны будут», - печалится Мирамгуль.

По словам гинекологов, именно такие молодые женщины, как Мирамгуль, рожают слабых детей. Потому что из-за своей занятости они вовремя не предохраняются, вовремя не приходят к врачу, вовремя не лечатся - и в результате появляются больные дети.

«Для полного восстановления после родов женщине нужно минимум два года. Через полгода после родов мы постепенно вводим контрацепцию, но некоторые молодые женщины не приходят, не проверяются повторно, а иногда даже беременеют. А ведь после двух лет восстановления нужно еще готовиться к следующим родам и в течение полугода пить специальные витамины. Всего этого нет. Мало кто готовится к повторной беременности, в результате рождаются слабые дети или дети с разными патологиями», - говорит гинеколог Карлыгаш Садырбаева.

Свекровь Мирамгуль пользуется авторитетом среди родственников, потому что под одной крышей воспитывает двух, а иногда трех келін. Все снохи строго выполняют ее требования, работящие, послушные и покорные жены ее сыновей. Как хранительницу казахских традиций ее уважают  в округе. Однако, по словам известного казахстанского культуролога Зиры Наурызбаевой, в казахском народе раньше не было такого отношения к келін.

«Моя Әже говорила: »Да, если в семье совсем не было женщин или свекровь тяжело болела, а семья была совсем бедная, невестке сразу же приходилось браться за домашнюю работу. А в обычных случаях после свадьбы невестка год носила саукеле, ходила в праздничной одежде, вместе с мужем и молодежью аула объезжала новых родственников, знакомилась с ними, получала подарки. Через год обычно рожала, с рожениц вообще пылинки сдували, первенца обычно брали себе старики (бауырына басты), чтобы, окрепнув побыстрее, келін могла зачать еще, чтобы и второй ребенок был крепким и здоровым". Если подумать даже чисто прагматически, за келін платили такой калым (многие бедняки жениться до 40 лет не могли), что ее надо было беречь. И главной ценностью была не рабочая сила женщины, а ее способность рожать детей. Дети - главное богатство кочевников», - говорит Зира Наурызбаева.

О современных казахских традициях и о судьбе келін хорошо знает 38-летняя Айсана. Сейчас она одна воспитывает двух детей, потому что не угодила матери мужа. Поэтому распалась молодая семья и образовалась новая, муж женился во второй раз.

«Прошло пять лет, как я развелась с мужем, но до сих пор у меня болит спина, до сих пор у меня головные боли. Потому что в доме мужа я очень много работала, рожала, а после родов не было должного ухода, а ведь все это сказывается на здоровье женщины.Не знаю, смогу ли я восстановить здоровье, но это ужасно. Когда первый раз рожала, жила вместе с родителями мужа, поэтому после того, как выписалась из больницы, я бегала и обслуживала родителей мужа, мне не до себя было. Во второй раз свекровки не было рядом, но мы жили с сестрами мужа, поэтому опять таки после больницы пришлось самой все делать - и полы мыть, и стирать, и готовить», - говорит Айсана.

Современные требования к келін и отношение к ней  сильно удивляют культурологов. По словам Зиры Наурызбаевой, бабушки современных казашек совсем по-другому относились и по-другому выхаживали роженицу.

«У нас вообще произошла полная такая профанация нашей культуры, извращение нашей культуры. И когда мы говорим, что возвращаемся к своей традиционной культуре, на самом деле это какая-то дикая смесь непонятно чего: советских каких-то вещей, что слышали из старины, то, что сейчас удобно. У нас и ислам в какой-то такой непонятной форме приходит. Я часто слышала, что люди, которые видели прежнее и что-то знают, они свою келін берегли лет 5-6 после свадьбы, и она фактически особым хозяйством не занималась. Учили, конечно, что-то показывали, приучали, но так, чтобы сноха полностью занималась хозяйством, такого не было. А у нас сейчас келін как рабыня, что ли, воспринимается. Вообще что-то испорченное, в народе менталитет сломался или что-то, уже ничто на пользу не идет. И вот эта наша попытка вернуться к национальным обычаям тоже происходит странным образом», - говорит Зира Наурызбаева.

Об этих странностях не задумываются свекрови Мирамгуль и Айсаны, они довольны тем, что держат все под контролем. А по мнению психологов, в будущем Мирамгуль и Айсана пойдут по стопам своих свекровок. Это своеобразная месть свекровкам.

Гульмира Камзиева

Поделиться