Металлурги АМТ выберут в мажилис того, кто их сокращает
Новость о выдвижении в мажилис от правящей партии «Нур Отан» Дмитрия Павлова повергла темиртаусцев в шок.
Так исторически сложилось, что с 1999 года мажилисменами от города Темиртау избирались работники металлургического комбината. Сначала это был Сергей Дрожжин - кавалер множества орденов и старший прокатчик пятиклетевого стана ЛПЦ-2; затем начальник отдела подготовки кадров АМТ Владимир Нехорошев; следом за ним - начальник цеха водоснабжения Андрей Бегенеев. И вот на эти выборы от партии «Нур Отан» на съезде выдвинут директор по трудовым ресурсам и трудовым отношениям «АрселорМиттал Темиртау» Дмитрий Павлов.
Причины выдвижения
Дрожжин и Нехорошев - соратники президента, но на лаврах они не почивали, а в меру сил исполняли свои обязанности. Кстати, Владимир Нехорошев запомнился не только фразой о президенте «Пусть его нурсияние и дальше освещает нам путь», но и тем, что для города Темиртау сделал больше, чем все остальные мажилисмены вместе взятые.
Андрей Бегенеев был и остается другом выдвинувшего его бывшего акима города Нуркена Султанова. Именно Бегенеев на торжественном собрании с участием президента в 2010 году предложил переименовать Темиртау в город Нурсултан. Но после избрания в мажилис для родного города не сделал ровным счетом ничего, да еще пытался «строить» молодых депутатов городского маслихата.
И если с вышеуказанными персонами все понятно, то новость о выдвижении в мажилис от правящей партии «Нур Отан» Дмитрия Павлова повергла темиртаусцев в шок.
Немного конспирологии
По одной из версий, кандидатом в мажилисмены на этих выборах от Темиртау должен был стать секретарь городского маслихата Василий Свиридов. Он «человек от сохи», который сделал себя сам, его предприятие входит в тройку сильнейших строительных компаний города и работает по всей области. Он пользуется уважением в народе, дважды был городским депутатом (и баллотируется в третий раз) и имеет одно важное качество, столь необходимое для работы секретарем маслихата: он умеет гасить конфликты и приводить группы людей к согласию.
Но Свиридов отказался от мантии мажилисмена. И тогда выбор пал на Дмитрия Павлова: молодой - 43 года, металлург. Что еще нужно?
Ху из мистер Павлов?
Дмитрий Владимирович работал (и работает) в компании на двух должностях: директор по трудовым ресурсам и трудовым отношениям и директор по персоналу АО «АрселорМиттал в Казахстане», что суть одно. То есть ему подчиняются HR-службы трех департаментов АМТ: стального, угольного и рудного.
При непосредственном участии Павлова как руководителя службы персонала только в стальном департаменте ежегодно сокращается не менее 1000 металлургов. Схемы сокращения разные: от аутсорсинга до СДУ - системы добровольного увольнения с выплатой нескольких зарплат.
Даже если цеха с персоналом передают в аутсорсинг, то большинство новых управляющих фирм зарегистрированы не в Темиртау, соответственно, и налоги идут не в городской бюджет.
По СДУ ежегодно уходило до 1000 человек. Даже если принять во внимание, что их зарплата была 100 000 тенге (при средней по комбинату от 120 000 до 140 000 в последние годы), то потери городского бюджета в части индивидуального подоходного налога от одного уволенного с АМТ составляют 10 000 х 12 = 120 000 тенге в год. От тысячи уволенных - уже 120 миллионов тенге!
То есть Павлова не любят ни городское руководство, ни сами металлурги.
Несколько лет в Темиртау ходят упорные слухи о том, что для того чтобы устроиться на АМТ, нужно дать взятку. И для того чтобы уйти по СДУ - тоже нужно дать взятку.
Я повторюсь, это только слухи. Но если они муссируются уже далеко не первый год и если о руководителе комбината первой линии идут слухи, подрывающие имидж международной компании ArcelorMittal, то, чтобы прекратить распространение этих слухов, Павлову достаточно было всего лишь выйти из состава комиссии по найму работников и комиссии по СДУ. Тем более интерес к каждому приему/увольнению - это далеко не уровень директора по персоналу. Но ни Павлов, ни PR-служба АМТ имиджем производителя стали №1 в мире совсем не озабочены. И ни внутренний аудит, ни Служба экономической безопасности эти слухи не проверяла.
Ежемесячно в Управление по инспекции труда по Карагандинской области поступают заявления о незаконном увольнении работников из АМТ, а в городском суде с еще большей регулярностью рассматриваются иски о восстановлении в прежней должности на комбинат.
Только на прошлой неделе Темиртауский городской суд восстановил в должности незаконно уволенного директора по персоналу рудного департамента АМТ (ТОО «Оркен»), кстати, непосредственного подчиненного Павлова.
Не могу и не хочу
Вообще, Дмитрий Владимирович не скрывает, что идти в мажилис не хочет: его доход в АМТ будет поболее пятисоттысячной зарплаты мажилисменов. И впереди есть перспектива: существует должность директора по персоналу «АрселорМиттал СНГ и Африка» с офисом в Люксембурге и прекрасным видом из окна. А вот примут ли его обратно в компанию по окончании депутатского срока, большой вопрос. И сейчас против решения съезда партии не пойдешь. Когнитивный диссонанс.
И такой же когнитивный диссонанс 20 марта 2016 года в день выборов будут испытывать темиртауские металлурги:
- голосуя за «Нур Отан», они голосуют за курс нашего президента-металлурга;
- голосуя за «Нур Отан», они голосуют за своего «лучшего представителя» - Дмитрия Павлова. Того, кто их сокращает.
Олег И. Гусев