Почему казахстанцы уезжают воевать?

Казахстанские теологи озадачены участившимися случаями отъезда казахстанских граждан в Сирию. Причину такого явления они связывают с неправильным формировании основ религиозного сознания. Для того чтобы восполнить эти пробелы, они предлагают создать специальные институты с участием общественных организаций.

Напомним, на днях СМИ опубликовали новость о том, что 44-летний житель Южно-Казахстанской области вместе с семьей уехал воевать в Сирию. По словам родных и соседей, жили они, как и все сельчане, ничем не выделялись. Глава семейства работал учителем в сельской школе. Жена занималась детьми, их в семье шестеро. Уезжая на чужбину, супруги забрали с собой только пятерых, а самого старшего – 15-летнего сына – оставили.

«Он психически нездоров. Поэтому, видимо, сестра с зятем оставили этого ребенка», – цитирует слова сестры уехавшей женщины nur.kz. Перед отъездом, по ее словам, супруги закрыли дом на замок и через сына передали ключи бабушке. Тот пришел к ней, отдал ключи и ушел. «Получается, никому ничего не сказали, и даже сын не знал об их планах, – говорит сестра. – …Ночью сели на автобус, который направлялся в Бишкек. Оттуда на самолете в Турцию и далее в Сирию».

Многодетная семья покинула территорию Казахстана еще в сентябре этого года. Эта новость шокировала многих, особенно родственников и родных уехавших. Отъезд казахстанцев в Сирию или в другую страну для участия в чужой войне тревожит и известного казахстанского теолога Досая Кенжетая.

«До сегодняшнего дня мы связывали их отъезд с «малограмотностью»... Все ли малограмотные люди отрекаются от своего народа, родной земли, от родных и родственников? Нет, конечно... Малограмотный человек, как и грамотный, не уедет воевать. Проблема тут в другом, и она имеет глубокие корни, то есть мы не смогли им заложить правильные основы веры. Не смогли им дать возможность правильно сформировывать цели. Поэтому тут проблема не только в малограмотности, но и в бездуховности, в отсутствии гармонии, веры в завтрашний день, хорошей работы. Для обеспечения всем этим нужны институты, которые централизованно и системно внедрят национальную идею. Государственные институты не смогут ее полностью реализовать без активизации общественных институтов», – говорит теолог Досай Кенжетай. 

Известный казахстанский правозащитник Талас Сагимбаев не раз встречался по работе с родственниками уехавших воевать в горячие точки граждан Казахстана. Он хорошо знает, по каким причинам они уезжали и во что они верят.

«Люди обращались ко мне, это родственники тех, кто покидает страну, в том числе и те, кто уезжает в горячие точки. Причина в том, что, во-первых, нет работы, нет денег, а семью кормить надо. Во-вторых, через интернет их хорошо обрабатывают «знатоки», «специалисты» и говорят: какая разница, где умирать? Там хоть можно заработать. Вот такая была и есть мотивация. И насколько я знаю, многие безработные граждане Карагандинской области туда уехали. Другая категория людей уезжает, потому что не могут найти в стране правду, добиться правды, восстановить свои права. Здесь не последнюю роль играет и беспредел чиновников, правоохранительных органов, неопределенность», – говорит правозащитник. 

Год назад у 45-летней Аклимы, жительницы Алматинской области, умер муж. В течение года она мучилась поиском денег для проведения поминок супруга. Ее старший сын после окончания колледжа работал электриком в ауле. Зная ее трудное положение, он пытался помочь матери, подрабатывал, где мог, но этим летом бесследно пропал. Аульчане говорили, где и когда видели юношу. Все они в один голос утверждают, что парень общался с представителями радикальных течений ислама.

«Люди говорят, что с февраля этого года к нему приезжали какие-то бородатые мужчины и куда-то увозили, а сын матери ничего не говорил, – говорит сестра Аклимы Мадина. – Он хотел сам заработать на поминки отца, видимо, это бородачи знали, поэтому обрабатывали его. Последний раз его видели с одним из таких людей, но тот не признается, что видел и общался с моим племянником. Что нам оставалось делать? Искали сами, обращались в полицию и с полицейскими искали, но не нашли мы его. А недавно соседи нашли его подвешенное тело в сарае заброшенного дома аула. Мы за лето везде его искали, каждый уголок аула смотрели, не было его там! Видимо, его уговаривали на какие-то действия, а когда он не согласился – убили. Он был старшим сыном моей сестры, второй сын – инвалид. Всю надежду сестра возлагала на него, но и его теперь она лишилась».

Мадина уверена, что, если бы он, хоть и временно побывав там, вернулся бы домой, то его тут же посадили бы в тюрьму. Определенная часть казахстанского общества придерживается мнения, что уехавших в горячие точки верующих не стоит принимать обратно, а другие же хотят сурового наказания этим людям. Однако, по мнению казахстанского политолога Расула Жумалы, такими мерами проблему не решить. 

«Надо бороться не с пожаром, а с факторами, которые привели к этому пожару, – уверен  политолог Расул Жумалы. – У нас до сих пор продолжается борьба со следствием, надавить, запретить, посадить, но как мы видим, такие методы не работают. А причины пожара – это неполное социальное обеспечение людей, борьба с безработицей, ликвидация коррупции. Есть, конечно, и духовная составляющая, то есть образование, в том числе религиозная грамотность молодежи, идеологическая работа со стороны государственных органов, чтобы они думали не только об обеспечении населения зарплатой или пособием, но и о том, чем народ живет и о чем переживает».

Однако участие государства в такой идеологической составляющей, по мнению политолога, мизерная. Эксперт уверен, для борьбы с религиозным экстремизмом необходимо будет проделать большую работу, причем при активной поддержке гражданского общества. 

«Не дают в СМИ какую-либо внятную информацию  об опасности экстремизма: почему нельзя идти на поводу ИГИЛ, какие есть альтернативы, в чем ценности традиционного ислама? – отмечает Расул Жумалы. – Это все остается в глубоком молчании, и люди один на один остаются с этими причинами и проблемами. Не каждый это выдерживает, даже взрослые поддаются, и в конце концов кто-то уезжает в Сирию, а кто-то и на Донбасс…».  

Гульмира Камзиева

Поделиться