Бишимбаев: землю нужно вовлекать в оборот
На заседании комиссии по земельной реформе министр национальной экономики РК сделал несколько противоречивых заявлений. В докладе он рассказал о международном опыте, но от себя добавил: «Я согласен, мы все понимаем, Казахстан - это не Европа, не США, они развивали в течение нескольких веков, у нас же всего 25 лет развития. Поэтому, лично мое мнение, здесь нечего торопиться, никто за нами не гонится (торопится с введением Земельного Кодекса – прим. ИА Total.kz)». Это заявление Куандыка Бишимбаева многие расценили как открытую поддержку оппозиции. Пресс-служба новоиспеченного министра попыталась опровергнуть его слова, ссылаясь на то, что журналисты «не знают казахский язык», но позже организовала интервью.
Куандык Бишимбаев повторил некоторые фразы из своего доклада, один раз ушел от ответа на вопрос, признался, что не знает всех статей Земельного Кодекса, а также прояснил несколько важных вопросов.
- Создание нормального рынка земли необходимо для того чтобы привлекать инвестиции. У нас действительно в Казахстане очень много неиспользуемой земли. Даже из тех, которые введены в сельхозоборот, 8-9% не используются. Есть земли, которые можно еще ввести в сельхозтоборот. И если нормальные условия, дать людям приватизировать, я не вижу большой опасности в том, чтобы привлекать иностранные инвестиции в земельный вопрос. Это распространённая практика во всех странах - как в развитых, так и в развивающихся. Конечно, земельные вопросы связаны с историей страны и народа. И здесь, конечно, свои особенности могут быть. (…)
Есть, конечно, вопросы, связанные с политикой и социальной стороной, но, я думаю, что комиссия для этого и создана, чтобы эти вопросы урегулировать. А позиция Минэкономики заключается в том, что для экономики страны введение частной собственности на землю, по привлечению в том числе отечественных и иностранных инвестиций в сельское хозяйство, сделать сферу сельского хозяйства более инвестиционно привлекательной – это ключевой вопрос экономики страны.
Журналист ИА Total.kz повторил вопрос Мухатара Тайжана об иностранных инвесторах.
- Те предприятия, которые будут иметь 49% иностранного капитала, со временем могут стать хозяевами земли. В кодексе это есть. Суть в том, что если компания решит – это будет бизнес решение каждой компании – она имеет право принимать самостоятельные решения. Спекулировать: может быть так, а может быть так… ну вариантов может быть много. То предприятие с 49% иностранного капитала имеет право взять землю в аренду. Если контрольная доля принадлежит гражданину Казахстана – выкупить.
- А если иностранцы выкупят акции казахстанского гражданина? Что будет с землей в этом случае?
- Ну здесь нужно смотреть. Должны быть дополнительные регулятивные меры.
- А они есть?
- По-моему, в Земельном Кодексе их нет. Но когда происходит продажа доли от одного участника другому, есть закон об АО, который отрегулирует отдельными нормами. Вы сами подумайте, как мы можем… Отвлечемся от сельского хозяйства, возьмем сферу, скажем, промышленности. Разве мы можем запретить одному владельцу продавать другому. Есть приоритетное право покупки. То есть на самом деле мы не можем нарушать какие-то рыночные нормы. Если какой-то конкретный специфичный случай требует отдельного рассмотрения, то это надо сделать. Вот для этих целей и создана комиссия.
- Вы сказали, что при 160 млрд тенге может быть экономический эффект, в течении какого времени?
- Это по самым скромным консервативным оценкам. В течение 5 лет. Сегодня мы говорили, что первая отдача в сельском хозяйстве начнется по истечению 5 лет. Нужно сначала очень много вложить в сельское хозяйство, чтобы начали окупаться инвестиции. Сфера действительно капиталоемкая.
- Вы за долгосрочную аренду иностранными гражданами?
- В сферу сельского хозяйства землю нужно вовлекать в оборот. Инвестиционную ее привлекательность надо повышать. Вы только что видели, что возможности по аренде земли у иностранных компаний были давно. Это на самом деле нормы, которые появились не в этом Земельном Кодексе. Но за это время мы не увидели, что много иностранные компаний пришли, взяли в аренду землю и начали в нее вкладывать. Причина – ограниченный срок аренды. Конечно, нужно иметь какие-то правила, нормы, которые бы обязывали любого инвестора – отечественного и иностранного – выполнить инвестиционные обязательства. Но это все на уровне подзаконных актов и это можно регулировать.
- А если на землях, которые сейчас идут как сельхозугодия, будут обнаружены полезные ископаемые, а они находятся в частной собственности. Как тогда быть?
- Недра и все то, что находится в недрах, регулируется отдельным законом о недрах. Поэтому он сможет на этой земле сеять, использовать как землю сельхозназначения. В любом случае, недра не принадлежат владельцу земли. Это законодательство РК и Конституция. Все, что находится в недрах, принадлежит государству. Даже если вы в собственном огороде завтра найдете нефть и захотите ее добывать, то нефть, которая там находится, государственная. Вам придется подписывать отдельный контракт на недропользование, брать отдельные инвестиционные обязательства.
ИА Total.kz