Неприкасаемые, или корпус золотых чиновников в Казахстане

При кадровых перестановках в высших эшелонах власти остались те же госслужащие

Нурсултан Назарбаев подписал ряд распоряжений о назначении новых министров. Так, первым заместителем премьер-министра и главой нового ведомства – Министерства регионального развития страны – назначен Бахытжан Сагинтаев. Экс-госсекретарь республики Мухтар Кул-Мухаммед стал министром культуры и информации. На его место пришел Марат Тажин. А бывший министр культуры Дархан Мынбай возглавил Национальный музей Казахстана. Ерболат Досаев занял кресло министра экономики и бюджетного планирования. Другим указом президента он освобожден от должности главы преобразованного ранее Министерства экономического развития и торговли. Талгат Ермегияев стал главой нацкомпании «Астана-ЭКСПО-2017».  Бывший заместитель премьер-министра Казахстана Крымбек Кушербаев теперь аким Кызылординской области. Перемены коснулись и партии «Нур Отан». Новым первым заместителем председателя «Нур Отан» стал 38-летний Бауыржан Байбек, до этого он был заместителем руководителя Администрации президента. Спецподразделение «Арыстан» КНБ возглавил генерал-майор Ануар Садыкулов. До этого назначения он работал в должности первого заместителя начальника службы охраны президента Казахстана – начальника службы безопасности президента.

Характеризуя эти перестановки, политолог Расул Жумалы  отметил, что возвращение старых министров на свои места говорит о пустующей скамейке запасных. По его мнению, такие рокировки объясняются доверием главы государства к этим людям. Хотя пора уже готовить молодые кадры.

Между тем еще в ноябре прошлого года в казахстанских СМИ появилась информации о готовящемся корпусе элитарных чиновников. Авторы проекта – сотрудники администрации президента – обещали жесткий отбор. Один из принципов – никаких поблажек, основанных на родственных связях и личных симпатиях. Главные в этой схеме – ответственные секретари госорганов и министры. Следующий эшелон управленцев – председатели комитетов и акимы областей, городов, районов и сел. Подбор кадров на совести специальной национальной комиссии. Это руководитель президентской администрации, его заместитель, вице-премьер, вице-спикеры сената и мажилиса и представитель Агентства по делам госслужбы. Окончательное решение по назначению остается за главой государства. В итоге аппарат «лучших из лучших» чиновников должен состоять всего из 538 человек, что в шесть раз меньше действующего.

По сути, это принципы меритократии, когда к управлению государством допускают только самых достойных. Их социальное происхождение и финансовый достаток роли не играют. Подобные попытки предпринимались многими странами, но ни в одной до сих пор в полном объеме эти принципы реализовать не удалось.

Между тем при новых кадровых перестановках казахстанцы снова увидели прежних чиновников, которые просто поменялись местами.   

Почему новые назначения на высокие должности ограничиваются рокировкой действующих госслужащих? Редакция Total.kz выяснила мнение экспертов.

 
Поделиться