Политолог: Центральная Азия может стать независимым регионом
Его благополучие зависит от сближения Казахстана и Кыргызстана
Наращивание экономических отношений между странами Центральной Азии сделает регион менее зависимым от внешних сил. Так считает директор ОФ «RealPolitic» Серик Бельгибай, передает портал Капитал.
«Население региона около 60 млн человек, есть природные ресурсы, значительный транзитный потенциал. Реальная интеграция, реформы в экономиках стран региона и рост экономических показателей могли бы сделать его почти самостоятельным игроком», – говорит аналитик.
Напомним, что глава МИД РК Ерлан Идрисов на «круглом столе» «Концепция внешней политики РК на 2014-2020 годы и задачи ее реализации» в числе важных аспектов внешней политики назвал улучшение отношений между странами Центральной Азии. На данный момент, как отметил министр, интеграция в этом направлении оставляет желать лучшего. Конечно, речь не идет о резком повороте в сторону центральноазиатских стран в ущерб другим соседям, многовекторность останется в основе казахстанской внешней политики. «Мы являемся самым большим государством, не имеющим выхода к морю, поэтому все наши движения, практическая политика будут ориентироваться на особенности нашей географии. В новой концепции все базовые принципы, такие как многовекторность и сбалансированность, сохраняют свое значение, потому что они проверены и оправдали себя на многих сложных поворотах нашей современной истории. Эта самая многовекторность обеспечила нам спокойное, предсказуемое развитие и существование в порой непростых ситуациях», – подчеркнул Ерлан Идрисов.
Говоря об отношениях между странами Центральной Азии, министр добавил: «К сожалению, уровень интеграции и кооперации в Центральной Азии оставляет желать лучшего, однако мы будем стремиться стимулировать интеграционные связи в ЦА. В конечном итоге они принесут пользу всему региону, и он, став более интегрированной экономической и политической единицей, конечно же, заиграет новыми гранями. Центральная Азия всегда была и является особым приоритетом нашей внешней политики, и наши силы будут направлены на развитие этих отношений. В практическом плане это предполагает более активные связи на всех уровнях с нашими соседями, поиск экономических взаимодействий, открытие возможности для роста торговли, движения товаров, рабочей силы и т.д.».
По мнению политолога Талгата Мамырайымова, такая риторика может быть связана с тем, что Россия сейчас находится под угрозой экономических санкций. «Учитывая, что России грозят санкции, нам надо искать новых союзников, не исключая РФ, но и учитывая ситуацию», – отметил эксперт.
Поэтому, если говорить об альтернативных путях экономического сотрудничества, Центральная Азия более предпочтительна. «Наш экспорт, помимо энергоресурсов, состоит из таких товаров, которые, увы, не могут быть востребованы на рынках развитых стран. А соседи по региону как раз представляют такие рынки, которые могут принимать наш экспорт. Во всяком случае, значительную его часть», – говорит Талгат Мамырайымов.
Одним из негативных факторов здесь является закрытость Узбекистана. Серик Бельгибай считает, что без открытости Узбекистана центральноазиатская интеграция бессмысленна. «Без открытия Узбекистана – то есть проведения им экономических реформ, привлечения инвестиций, либерализации режима, и вообще – его согласия на интеграцию все это смысла не имеет. Вес Кыргызстана слишком мал, чтобы оказать какое-то существенное влияние на региональный масштаб. Вся концепция регионального единства строится на идее сближения позиций двух главных стран – Узбекистана и Казахстана», – отметил эксперт.
Талгат Мамырайымов также подчеркнул значимость Узбекистана. По мнению политолога, следует увеличивать процент импорта из этой страны. Помимо сельхозпродуктов, считает аналитик, Узбекистан силен в машиностроении. Отметим, что 12 апреля текущего года Казахстан ратифицировал протокол о зоне свободной торговли с Узбекистаном. Этот документ предусматривает беспошлинный режим взаимной торговли при импорте без изъятий.
Эксперты, давшие комментарии по поводу центральноазиатской интеграции, считают, что такая экономическая политика приведет к новым возможностям. Например, как сказал Талгат Мамырайымов, подобная интеграция позволит выйти на рынок Ирана. И дальше – на Ближний Восток.