Ваххабиты и саентологи поделили Казахстан
Духовное управление мусульман Казахстана пока еще проигрывает экстремистам и террористам в информационной борьбе
Почему ваххабиты облюбовали Запад Казахстана, а саентологи обжились в Алматы и центральном регионе страны? Это объясняется множеством причин. Свое видение представил заведующий отделом экспертизы и анализа Духовного управления мусульман Казахстана Балгабек Мырзаев. Он рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту Total.kz, каким образом представители запрещенных в республике идеологий распределились по территории Казахстана. Кроме того, Мырзаев признал часть вины ДУМК в том, что терроризм лихорадит страну в последние годы.
- Балгабек Абдыкаримович, не секрет, что исламские экстремисты и террористы в основном обосновались в Западном Казахстане. Почему так вышло? Дело в нефти или в чем-то еще?
- Я по своему опыту знаю про Атырау. Еще в конце 90-ых годов ходили слухи, что там насаждается экстремистская идеология. С одной стороны, это обусловлено тем, что на множестве месторождений были мечети и работающие, зарабатывающие люди приходили туда и общались друг с другом. Деньги – одна из основных причин распространения запрещенных течений в том или ином регионе. Важно, чтобы новые члены могли внести свой вклад не только своим присутствием, но и деньгами. Также с Казахстана много людей ездило за границу на учебу. Из Саудовской Аравии, например, они и привозили различные идеи. Еще один вариант: мы на такие вещи в то время не обращали внимания, и думали, что это никогда не приведет к большим проблемам. Государство не думало, что религия может стать проблемой. После обучения в Аравии люди ехали именно в Западный Казахстан. И в первую очередь в Атырау. Их не привлекали центральный или северный регионы.
- То есть жители Западного Казахстана больше склонны к участию в незаконной деятельности?
- Большую роль играет менталитет той или иной области в республики. Идеологов запрещенных течений в западноказахстанском регионе привлекало и то, что здесь живут люди с жестким характером и нравом в большинстве своем. Люди тут по-своему развиваются. И этим очень сильно отличаются, например, от южных ваххабитов. Людей с крутым нравом оказалось легче втянуть в ряды террористов. Южане же мягче, чем западные казахстанцы. В 2008 году я был в Актюбинской области, ездил в Шубаршы, который в 2011 году прогремел на весь мир. Так вот, там молодежь, которая примкнула к радикальным течениям, подходила к зданию акимата и кричала: «В этом году Новый год отменяется». То есть они призывали не праздновать наступление 2009 года. Уже тогда надо было отреагировать, а власти посмотрели и забыли все. Потом вы сами знаете, во что это вылилось.
- А как насчет других, не исламских организаций?
- Саентологи активизировались в других регионах. Вот вы говорите, что их больше всего в Алматы. Южная столица – финансовый центр страны. А саентологам бедные люди не нужны. Богатые города и Караганда, и Астана. Методы саентологов я тоже изучал: у них множество способов завлечения граждан в свои ряды. Они прикрываются, к примеру, тем, что занимаются обучением языкам, открывают курсы повышения квалификации, курсы учебы за рубежом и после этого людей делают «своими».
Конечно, в Атырау и Актобе тоже много денег, и вообще во всем нефтедобывающем Западном Казахстане. Но там перед саентологами стоит огромная проблема – языковой барьер. В Алматы, Астане или Караганде в основном живет русскоговорящее население. Нужные саентологам идеи легче распространять именно в таких населенных пунктах.
- Как вы думаете, достаточно ли эффективно в отношении деструктивных течений работают правоохранительные органы?
- Распространителям запрещенных идей выгодно работать в больших городах. Для правоохранительных органов в таких условиях усложняется работа по их выявлению. Многие работают подпольно. А в маленьких городах все друг друга знают, и экстремистов можно быстро выявить. К тому же сейчас представители радикальных течений ислама после ряда громких происшествий последних лет стараются одеваться и выглядеть как все вокруг и ничем не выделяться.
- Балгабек Абдыкаримович, я хочу услышать ваше мнение как сотрудника ДУМК еще по одному вопросу. Вы, наверное, и ранее слышали, что многие казахстанцы винят именно ДУМК в том, что в стране появился терроризм. Речь идет о недостаточном информировании населения, скажем так, люди хотят, что бы их направили в сторону правильной религии. Считаете ли вы, что Духовное управление действительно провинилось?
- Вы правильно говорите. У нас в Казахстане религиозная грамотность населения низкая. Этим пользуются и саентологи, и исламские экстремисты, и кришнаиты, и прочие. Ответственность Духовное управление мусульман Казахстана, конечно, несет. Но не только ДУМК должен заниматься информированием народа, у него нет должного информационного пространства. Не всегда на это и денег хватает. Но дело не только в этом. Необходимо решать кадровый вопрос. Если сейчас открыть каналы, газеты, журналы, у нас не будет достаточно образованных и квалифицированных людей, которые бы в них работали. И существующая ситуация еще долго будет продолжаться. В стране работают 3 тысячи мечетей и у нас не хватает людей, которые там могли бы работать. Я даже не говорю о тех, которые имеют высшее образование – не хватает даже тех, кто просто закончил медресе. Необходимо минимум 6 тысяч хороших специалистов. ДУМК в одиночку с этим не справится, нужна помощь государства. У ДУМКа сейчас есть только одна собственная газета. Даже по ней видно, что не хватает хороших пишущих на тему ислама журналистов. Открывать новые религиозные СМИ на сегодня не имеет смысла – качество пострадает.
- Спасибо за интересный разговор.
Азамат Галеев