Данил Бектурганов рассказал причины досрочных выборов в маслихаты РК
Президент ОО «Гражданской экспертизы» Данил Бектурганов рассказал ИА Total.kz, почему выборы мажилиса парламента Казахстана проводятся досрочно.
Расскажите о своем опыте наблюдения за выборами и вашей организации «Гражданская экспертиза».
- Общественный фонд «Гражданская экспертиза» создан 31 января 2014 года, и в рамках этого фонда мы наблюдали только одну кампанию – внеочередные президентские выборы 2015. Но сам я имею большой опыт наблюдения за выборами (с 1999 года), вкратце он выглядит так: 1999, выборы депутатов мажилиса РК; 2002, выборы депутатов мажилиса РК (вместо выбывших) по трем округам; 2003, референдум по внесению изменений в Конституцию, Кыргызстан; 2003, выборы в маслихаты РК; 2003, выборы президента, Грузия; 2003, выборы в Госдуму РФ; 2004, выборы в мажилис РК; 2004, выборы президента, Украина; 2005, выборы депутатов Жогорку Кенеша, Кыргызстан; 2005, выборы президента, Кыргызстан; 2005, выборы президента, РК; 2006, выборы в Верховную Раду, Украина; 2007, внеочередные выборы депутатов мажилиса и маслихатов, РК; 2009, выборы президента, Кыргызстан; 2010, выборы депутатов Жогорку Кенеша, Кыргызстан; 2010, выборы депутатов местных рад, Украина; 2011, выборы президента, Кыргызстан; 2011, внеочередные выборы президента, РК; 2012, внеочередные выборы депутатов мажилиса, РК; 2012, выборы в Верховную Раду, Украина; 2014, выборы депутатов сената, РК; 2015, внеочередные выборы президента, РК; 2015, выборы депутатов Жогорку Кенеша, Кыргызстан.
«Гражданская экспертиза» имеет миссию – содействие демократическим преобразованиям через проведение исследований; ну, а мониторинг выборов – один из видов исследований, по результатам которого можно формулировать рекомендации по совершенствованию норм законодательства и процедурным вопросам. Следовательно, наблюдая выборы, наша организация осуществляет свои уставные задачи, свою миссию и содействует демократическому развитию страны.
Почему, по вашему мнению, выборы были объявлены досрочно?
- Выдвигаются версии о том, что внеочередные выборы назначаются затем, чтобы не дать оппонентам действующей власти нормально подготовиться к выборам – ведь, не зная даты, они не могут начинать подготовку кампании заблаговременно. Логика в этом есть. Во-первых, подготовка к избирательной кампании начинается задолго до официального объявления – нужно готовить программы, мобилизовать финансы, подготовить людей. Если выборы назначаются вне указанного времени, то подготовить команду очень сложно, да что там, практически невозможно. Во-вторых, технологически внеочередные выборы короче очередных – по действующему законодательству с момента объявления таких выборов до дня голосования срок всего два месяца, тогда как в случае очередных выборов этот срок составляет три месяца. Естественно, срок укорачивается за счет уменьшения сроков на все процедуры – и на выдвижение, и на регистрацию, и на агитацию. Сейчас мы видим, что на агитацию, к примеру, у кандидатов в маслихаты всего около трех недель. Сложно в такие сжатые сроки организовать хотя бы две волны агитации – хотя, по учебнику, для эффективной кампании агитационных волн должно быть минимум три. Если же брать мировой опыт, то внеочередные выборы – это большая редкость, это что-то чрезвычайное. Это либо острый парламентский кризис, либо невозможность победителей сформировать правящую коалицию и сформировать правительство. Но у нас ничего подобного не наблюдалось.
Как, по вашему мнению, граждане страны относятся выборному процессу? Насколько активна гражданская позиция населения?
- Пока рано и неправильно давать оценку процессу и гражданской активности. Однако можно сказать, что особого ажиотажа не наблюдается – все как-то в рамках традиционного равнодушия. Если же судить по репортажам СМИ, то редко какое сообщение о встречах, например партийцев с избирателями, обходится без крупного плана спящего избирателя. Показательно, не правда ли?
Насколько соблюдаются права электората в РК? Какие возможности есть у электората?
- Непонятный вопрос. Что значит «права электората»? Электорат – это избиратели, граждане нашей страны, их права регламентируются Конституцией и другими законами. Что же до «возможностей», то у граждан есть возможность прийти в день голосования и отдать свой голос за кандидата. Или не прийти, это тоже возможность….
С какими трудностями вы столкнулись при подготовке к наблюдению за выборами?
- Пока никаких серьезных трудностей и проблем нет.
Расскажите о методике и масштабах планируемого вами мониторинга и наблюдения за выборами.
- «Гражданская экспертиза» ведет наблюдение за выборами не одна. Это объясняется тем, что у наших организаций нет республиканского статуса, поэтому каждая осуществляет деятельность на территории своей области либо города. Поэтому в наблюдении участвует несколько организаций – в каждой области. У нас общая методология, общие критерии и общая цель – максимально беспристрастно и объективно пронаблюдать и оценить избирательный процесс. Мы наблюдаем за деятельностью избирательных комиссий, кандидатов в маслихаты, за агитационными кампаниями политических партий, беседуем с гражданами – избирателями. По окончании избирательного периода мы обязательно проведем пресс-конференцию, на которой озвучим свои выводы и расскажем со своей точки зрения о прошедшей кампании.
Есть ли у электората, с учетом текущей ситуации, альтернатива выбора кандидатов в депутаты маслихатов?
- Если подходить с формальной точки зрения, то по закону безальтернативные выборы в Казахстане невозможны. На каждый выборный пост должно быть минимум два кандидата, иначе выборы будут признаны недействительными. Например, в Алматы на 37 мест в маслихате претендует 114 кандидатов – в среднем около трех на место. Пусть выбор делают граждане, а мы будем наблюдать, чтобы процесс не выходил за рамки закона.
Насколько активна деятельность политических партий в участии в выборах в маслихаты?
- Насколько можно судить, только партия «Нур Отан» выставила кандидатов на все маслихатовские округа. Активность также проявляет партия «Ак жол», коммунисты, Бирлик, но, конечно, не в таких масштабах. Можно предположить, что такая разница объясняется разницей ресурсных потенциалов партий. Что же касается агитационных кампаний, то партии больше ориентированы в своей предвыборной рекламе на выборы в мажилис.
Как проходит подготовка к предстоящим выборам в маслихаты? Можете дать оценку предэлекторального периода?
- Еще раз повторюсь, пока рано давать какие-либо оценки электорального процесса. Что же касается подготовки к выборам в маслихаты, насколько мы располагаем данными, в целом процесс регистрации и проверки налоговых сведений закончен. Есть статистика, например, по Алматы: по сообщению городской избирательной комиссии, изначально выдвинули свои кандидатуры 168 человек, из них 48 – от политических партий и НПО, 120 – самовыдвиженцы. Окружными избирательными комиссиями было зарегистрировано 130 человек. Из этого списка 16 в дальнейшем сняли с регистрации, в том числе трое по собственному желанию, 13 – по решению окружных избиркомов в связи с тем, что в поданных ими декларациях содержались недостоверные сведения об их имуществе и доходах.
Как вы взаимодействуете с представителями ТИК, ОИК? Насколько компетентны члены указанных комиссий? Каков уровень взаимодействия с ними?
- Конечно, в ходе долгосрочного наблюдения мы находимся в тесном контакте с избирательными комиссиями всех уровней. Как и в любом процессе, шероховатости имеются. Что же касается уровня подготовки членов комиссий, этот вопрос тоже пока рано ставить. Во-первых, уровень подготовки членов комиссий серьезно отличается в зависимости от уровня комиссии. Во-вторых, насколько я знаю, ЦИК проводит постоянно тренинги и рассылает методические материалы для усиления профессионализма членов комиссий. Так что ответ на вопрос – насколько компетентны члены комиссий – может быть дан только по итогам кампании.
ИА Total.kz