Во времена СССР Казахстан выпускал скейтборды

История скейтбординга в Советском Союзе

Как скейтбординг появился в Советском Союзе

Зачатки скейтборда как явления обозначились в СССР в конце 1970-х годов. Доски попадали сюда в небольшом количестве, как правило, в качестве подарков и сувениров из командировок и заграничных поездок. Некоторые энтузиасты пытались делать скейты самостоятельно — в молодежных журналах «Юный техник», «Умелые руки», «Моделист-конструктор» периодически публиковались подробные чертежи для изготовления дек, подвесок и колес для скейта (хотя тогда в прессе он проходил под диковинным названием «асфальтовый серфер» или «роликовый самокат»), передает портал furfur.me.

Позже выпуск «роликовых досок» освоили крупные предприятия и оборонные заводы, переориентировавшиеся на продукцию массового производства. По всей видимости, первой советской доской была эстонская Rula, которую начали производить в Таллине в конце 1970-х годов. К середине 1980-х доски массово выпускались уже во многих городах Союза: Риге, Ленинграде, Вильнюсе, Рыбинске, Пензе, Таллине и даже Молдавской и Казахской республиках. Примерно тогда же скейтбординг получает статус вида спорта в СССР, в городах открываются клубы и секции, начинают работу региональные федерации скейтбординга. Эпицентрами развития нового спорта являлись крупные мегаполисы — Москва, Ленинград, Рига, Харьков и прежде всего Саратов, ставший, по сути, столицей скейтбординга в СССР. Именно здесь проходили самые крупные и организованные соревнования в Союзе с большим количеством спонсоров и участников, и выпускался первый советский специализированный журнал «Скейт-новости».

Скейтборд в цирке и кино

В то же время скейтбординг начал проявляться и в массовой культуре — советском цирке и кино. Еще в 1976 году циркач Анатолий Калинин, увидев в иностранном журнале необычный снаряд, решает попробовать использовать его в своих представлениях. Руководство долго сопротивлялось идее запустить новую цирковую программу — в итоге на административные разбирательства и разработку номера ушло девять лет. Калинин сам пытался собирать доски, искал материалы и крепления, в конце концов вышел на завод в Прибалтике, который выпускал скейтборды. В 1985 году он наконец презентовал свой номер «Акробаты на скейтбордах» в Тульском цирке.

Кинематограф

Свой след оставил скейтбординг и в позднесоветском кинематографе — в фильмах «Курьер» со знаменитой сценой слалома на Воробьевых горах и «Приморский бульвар», на съемки которого пригласили главных скейтеров Союза. Еще раньше скейтборд эпизодично появлялся на экранах в кинолентах «Поезд со станции детства» и «Подслушанный разговор».

Вот, например, как описывают цирковое представление в журнале «Советская эстрада и цирк» в номере 1986 года:

«Такой аппарат даже для Калинина, проработавшего долгое время эквилибристом на катушках, представлял определенные трудности. Своевольная, выпрыгивающая из-под ног доска подчинилась не сразу. Не сразу она принесла радость и успех, о котором сейчас, без сомнения, говорят и артисты, и специалисты цирка.

Один, два, три, четыре — девять юношей и девушек стремительно выкатили из форганга и, набирая скорость, закружились по манежу. Глазу трудно уследить за движением каждого, и диву даешься, как это они умудряются не столкнуться, а, наоборот, съезжаясь и разъезжаясь, парами и в одиночку, меняя траектории серпантинных дорожек, сплетают пестрый озорной хоровод. Ровно гудит под колесиками твердое покрытие. Современные аппарат, музыка, костюмы образуют стилевое единство выразительных средств. Поэтому, с первых же минут захватывая внимание зрителей, до последнего момента выступление артистов впечатляет новизной, свежecтью».

Понять, как примерно выглядела программа выступления труппы Калинина, можно из архивного видео, датированного 1996 годом. Арсенал трюков впечатляет — прыжки с трамплинов, сальто-мортале через себя, выход безумного клоуна. Что характерно, доски у артистов жестко закреплены на ногах на манер сноубордических креплений.

Тут стоит сказать, что основным направлением катания на скейтборде в СССР был не привычный сегодня стрит, а различные варианты слалома и фристайла. Стритовое катание на досках советского периода была просто невозможно — геометрия их дек и подвесок не предусматривала прыжков и трюков. Поэтому все соревнования и контесты проводились в основном в слаломных дисциплинах — параллельном, линейном и специальном. При этом советские слаломисты выезжали на соревнования в Европу и регулярно брали призовые места — прежде всего,Анатолий Мацукевич из Ленинграда, чемпион СССР и Европы, занимавший высокие места в мировом рейтинге слаломистов.

Соревнования

Одни из самых крупных соревнований по скейтбордингу в СССР прошли в 1991 году, когда в Саратов на Кубок Союза приехало более 130 скейтеров. Спонсорами соревнований выступило российское представительство «Пепси-Колы» и предпрития из других городов-участников. На набережной Волги было построена рампа для гигантского слалома и мини-рампа, два скейт-дрома,а также оборудование для организации контеста по стритстайлу. Кроме того, соревнования серьезно освещались в прессе — британском скейт-журнале RAD, «Комсомольской правде» и «Советском спорте». Наконец, впервые появляется скейт на национальном телевидении — в передаче «Марафон-15». Вот тот самый искрометный репортаж Сергея Супонева с места событий.

С началом перестройки ситуация стала кардинально меняться. Сыграла свою роль открытость информации — те же американские фильмы о скейтборде показали, что советские доски совсем не отвечают реалиям современного скейтбординга. Слалом начал отходить на второй план, и на смену ему постепенно приходит стритовое катание. Своё пропагандистское дело сделал приезд в Москву американской группы скейтеров в 1989 году, снимавших репортаж о советском скейтбординге для журнала Thrasher. Американцы показали советским скейтбордистам, что такое настоящее стритовое катание и что из себя представляют скейтовые трюки, а кроме того оставили советским скейтбордистам свои доски.

Поделиться