Автомобильная история Алматы

Извозчикам в городе Верный предписывалось "ездить умеренно по правой стороне, быть трезвыми и не браниться"

Оказывается, если ознакомиться с архивными документами по транспортной системе конца 19 века, можно найти много общего с современными ПДД. Несмотря на то, что четырехколесные «железные лошадки» тогда, по старой Алма-Ате, еще не ходили, а были только повозки с кучерами.

Любопытные правила для извозчиков оговаривало постановление Верненской городской думы от 18 октября 1895 года, цитату из которого опубликовала «Экспресс К». Документ гласил: «Во время езды извозчики обязаны держаться правой стороны, ездить умеренно скорою рысью и не ездить вперегонку. Извозчики должны быть трезвы; при отправлении своих обязанностей не дозволять себе грубого обращения с седоками и не употреблять бранных и непристойных слов".

Кстати, как гласят «Очерки истории Алматы», в те годы на улицах Верного работали ломовые и легковые извозчики. Легковые – наемные экипажи с кучером, перевозившие горожан. Ломовые – грузовые повозки. В ожидании заказчиков они выстраивались у Гостиного двора. Дороги в те времена совсем не радовали жителей. Их посыпали щебнем, об острые грани которых быстро изнашивалась обувь. «Ходить крайне неудобно, а падать опасно», — жаловались жители градоначальнику.

Примечательно, что в начале 20-го века на улицах Алма-Аты можно было увидеть настоящие автомобили, но запряженные лошадьми. Их оставляли путешественники в Центральную Азию, столкнувшиеся с отсутствием топлива и запчастей. Машины использовали как торжественные повозки в праздники.

Правила дорожного движения были опубликованы в октябре 1909 года. Управляющего экипажем обязывали уступать дорогу «…крестным ходам и похоронам, иным процессиям, пожарным обозам, проходящим частям войск, арестантским партиям». Скорость движения экипажей ограничивалась 12 верстами в час.

Пробег первого автомобиля под надзором областного механика А.П.Зенкова состоялся в 1913 году, в дни торжеств 300-летия Дома Романовых, от крыльца Военного собрания и далее по улицам города, с заездом в Малую станицу и на близлежащую почтовую станцию Карасу (Николаевка).

Но из-за политических событий автотранспорт стал массовым только тогда, когда Алма-Ату объявили казахстанской столицей. Лошадь, вол или просто ишак еще долго оставались средством передвижения, конкурируя с грузовым и пассажирским автотранспортом. А вот первый автомобиль с «шашечками» марки М-1 появилось в городе с конца 1937 года.  

Поделиться