Автотрюки в казахстанском кино.Что за кадром?
Казахстанская Ассоциация каскадеров сегодня переживает не лучшие времена
Казахстанская Ассоциация каскадеров сегодня переживает не лучшие времена. Кинопроектов на это лето для них почти нет, масштабное каскадерское шоу в Казахстане последний раз проводилось семь лет назад, на международный фестиваль каскадеров наши парни едут за свой счет. О взлетах и падениях в жизни наших каскадеров корреспонденту Total рассказал президент Ассоциации, член «Союза кинематографистов Казахстана» Александр Терехов.
TOTAL.KZ: Александр, как сегодня обстоят дела в казахстанской Ассоциации каскадеров?
А.Т.: Этот год у нас тяжелый, к сожалению. Многие проекты, которые планировалось снимать в этом году, они не все запустились и не все финансировались. Говорят, что задерживается финансирование. А вот в прошлые годы у нас в Ассоциации был достаточно большой подъем. Мы закупили много нового современного оборудования, которым пользуются каскадеры в Америке, в России. Что-то изготовили сами, потому что снималось очень большое количество фильмов с нашим участием. Работа у нас сезонная, снимаемся только летом, а зимой у нас на базе, которую мы арендуем в районе ВАЗа, проводим тренировки, обучаем желающих навыкам по экстремальному вождению, трюкам. По нескольким дисциплинам: высотные падения, работа с огнем, авто-мототрюки, работа на тросах, пневматические системы использующиеся во время взрывов, когда людей в кино взрывной волной откидывает – вот это все у нас есть.
TOTAL.KZ: А кто работает в вашей команде?
А.Т.: В моей группе каскадёров «Лидер» сейчас около десяти человек. Ну а сама Ассоциация насчитывает около 30 профессиональных каскадеров на весь Казахстан. Группа «Лидер» занимается техническими видами трюков – авто-мото, связанные с моторами, приспособлениями, тросами. А кто-то занимается боями, драками, с использованием животных, коней – это на конно-акробатической группе «Номад». Сейчас, надо сказать, они очень востребованы.
TOTAL.KZ: Уровень автотрюков в современном казахстанском кино как-то качественно меняется?
А.Т.: Конечно, за последние годы уровень существенно вырос. Это связано с тем, что у нас стали больше снимать экшн-фильмов. Я думаю, мы работаем ничем не хуже наших российских коллег, а чаще даже лучше, чем какая-то зарубежная группа. Наши каскадеры всегда считались намного круче и профессиональней тех же американцев. И, кстати, в Голливуде работает очень много российских каскадеров.
TOTAL.KZ: А почему на киноэкране их трюки смотрятся эффектнее, если наши умеют делать это лучше?
А.Т.: Оборудование. Такого у нас – еще не в должном достатке. Оно очень дорогостоящее и мы не всегда можем себе его позволить купить или изготовить. А это зависит от оплаты за трюковую работу. Она у нас в Казахстане в разы меньше, чем в России, и в десятки, а то и сотни раз меньше, чем за границей.
TOTAL.KZ: Пытаются ли в нашем кино экономить на трюках?
А.Т.: Это не беда режиссеров. Режиссер, наоборот, хочет снять красиво, эффектно. А вот продюсеры в рамках бюджета картины срезают различные расходы. И достаточно часто у нас со сценария вырезают трюковые эпизоды. Многое сейчас делается для развития отечественного кино, но отношение к каскадерами непонятное. Есть такая профессия - режиссер-постановщики трюковых сцен. Это каскадер, достаточно опытный, у него большая фильмография, в общем, он набрался достаточно опыта, чтобы уметь поставить камеры, выставить кадр, знать, где машина взлетит, приземлится, он чувствует, то, что нужно режиссеру и мыслит монтажно. Но с нами не всегда советуются. Не всегда наши продюсеры и режиссеры это ценят, они думают, что если они возьмут с улицы пацана – одноразового каскадера, который спрыгнет с крыши, то они решат все проблемы, ему заплатят всего 100 долларов за неделю. Он спрыгнет, что-нибудь себе сломает и неизвестно, кто за это потом будет отвечать. Этим должен заниматься профессионал. При этом, важно понимать, что при сложных трюках у каскадера частичка здоровья все равно отнимается. Как бы мы не страховались, не перематывали себя эластичными бинтами, не одевали защитные приспособления, ставили анатомические кресла и так далее, организм в любом случае получает удар, в любом случае, это сотрясение, микротравма и так далее.
TOTAL.KZ: Одна из ваших последних киноработ - «Охота за призраком» - вторая часть «Обратной стороны». Кто дублировал в ней голливудскую звезду Арманда Ассанте?
А.Т.: Я сам. Этот фильм еще находится в производстве, но скоро вы все увидите. У нас там была масса разных трюков. Например, когда квадрацикл пересекал траекторию едущего мотоциклиста и, пролетая в воздухе, сбивал его водителя колесом. Были гонки в городе. И бортование, и выбивание стекол – ребята прыгали на трамплин, на тросах сбивали собой витрины. Мотоциклист, через заднее стекло автобуса вылетал…
Из последних работ, можно назвать и картину «Весь мир у наших ног». Там достаточно сложно исполнить такой трюк, когда джипу стреляли в колесо и он как бы получал подсечку на асфальте, переворачивался в три кувырка и снова вставал на колеса. Представьте, большой джип, на скорости 80 км/ч. Было много пиротехники, имитировали выстрелы из крупнокалиберной авиационной пушки по машине.
TOTAL.KZ: А какие еще фильмы с вашим участием сейчас готовятся к выходу?
А.Т.: Ну, к примеру, «Меч победы», «След», «Запрещенные танцы», «Баха и Таха» и др.
TOTAL.KZ: Молодежь к вам идет учиться?
А.Т.: Не особенно. Молодежь сейчас не такая. Нам многое приходится делать своими руками - чинить машину, работать со сваркой и прочее, а кто сейчас из молодых готов на это? Чтобы убедиться, что это наш человек, что он готов тренироваться серьезно, чтобы я дал ему возможность трюкачить и разбивать мою технику, он должен долго выполнять самую грязную работу. Поэтому основной возраст профессиональных каскадеров на постсоветском пространстве – это люди за 35-40 лет. Очень мало молодых.
TOTAL.KZ: Помнится, в 2005 году алматинцы стали свидетелями потрясающего каскадерского шоу на Старой площади. С тех пор уже прошло семь лет...
А.Т.: Почему перестали проводить каскадерские шоу? Представьте, на таком мероприятии разбить три-четыре своих автомобиля. Я сам себе спонсор. Было время, когда я таким писателем стал. У меня тут такая кипа писем была – помогите просто территорией и помещением. Чтобы мы могли учить пацанов. Сожгли костюм, побили машину, стерли резину. Одна тренировка мне обходится в от 150 до 300 долларов, а то и больше. Поэтому мы с этих фильмов собираем деньги на школу, чтобы держать людей в тонусе, поддеживать профессионализм. Я не особняки себе строю на эти деньги, а трачу их на оборудование, на тренировки, на аренду территории.
Следовательно проводить шоу на площади нашего города достаточно для нас накладно. Спонсоров тоже не так легко найти в наше кризисное время, а затраты выходят внушительные.
Зато нас приглашают каждый год в Россию - в Сибирь. Оплачивают нам все расходы и гонорар каскадёрам с своего городского бюджета. В начале августа на день города в Омске наше выступление стало уже традиционным. Жаль, конечно, что в родном городе мы не имеем возможности нашим землякам показывать это красочное шоу.
TOTAL.KZ: Как наши ребята показывают себя на международных соревнованиях?
А.Т.: Ну вот как, смотрите (показывает на массу кубков в стенном шкафу). Сейчас вот готовимся к Международному фестивалю каскадеров. Выезжаем на это мероприятие каждый год и без призов не возвращались еще не разу. Сейчас ждем перевода денег с Москвы на оплату дороги, для нашей команды из 3-х человек. Приглашение уже получили.
Виктория Кучма