Корсеты снова в моде
Почему символ викторианской эпохи снова превращается в товар массового спроса
В мире женского нижнего белья наблюдается бум продаж корсетов. Интересно при этом, как взлеты и падения этого рынка отражают изменения в отношении к женщине и вообще к женской красоте за последние 200 лет, пишет Bfm.ru.
Корсет всегда был верным аксессуаром поп-певиц — среди них Бейонсе, Леди Гага, Мадонна и многие другие.
Но цифры продаж свидетельствуют, что корсет, символ викторианской эпохи, снова превращается в товар массового спроса. Компания Rigby & Peller, поставщик королевского двора, сообщает, что в мае этого года традиционных корсетов продано на 45% больше, чем в прошлом году.
Сетевой магазин Ebay опубликовал данные, согласно которым число корсетов, выставленных на продажу минувшим летом, возросло на 185% и составило 1900. По этим данным, большая часть продаж приходится на Британию — 40%, на США — 34% и Австралию — 8,6%.
Известный британский магазин Marks & Spencer заявил, что каждые три минуты продает по одному предмету из своей новой линии женского белья, основанной на концепции корсета.
Колебания моды или проявление феминизма?
С одной стороны, рост популярности корсетов отражает колебания моды. Увлечение бурлеском в последние годы, а также модами 1950-х годов в англосаксонском мире связано именно с этим явлением.
«Похоже, что это увлечение ретромодой не ограничивается теперь небольшим числом энтузиастов и поклонников старины, благодаря таким теле- и кинофильмам как «Неделя с Мэрилин» или «Безумцы» (Mad Men)», — говорит Маз Спенсер, сотрудник лондонского магазина белья What Katie Did. «Женщины поняли, что им нужны облегающие фигуру корсеты, если они хотят добиться классического «рюмочного» силуэта», — считает он.
Но взлеты и падения моды на корсеты, которые в той или иной форме существовали сотни лет, рассказывают также о переменах в положении женщин и в представлениях о женской красоте.
История корсета
В викторианские времена практически все состоятельные и респектабельные женщины не мыслили выйти из дома без корсета. Но уже в начале XX века викторианские корсеты стали восприниматься как символ подчиненного положения женщины в обществе и даже мужского шовинизма. Какое-то время казалось, что корсеты вообще приказали долго жить.
Немало этому способствовала Вторая мировая война. Тогда многие женщины пошли работать на военные заводы и фермы, где требовалась свобода физического движения. В США корсеты были объявлены непатриотическим товаром, так как на их изготовление уходило немало ценного металла.
Алисон Макканн, куратор выставки нижнего белья в Музее мод и текстильной промышленности в Лондоне, говорит, что отказ от корсетов стал одним из лозунгов движения суфражисток, которые выступали за эмансипацию женщин. «Впервые женщины стали сами заниматься конструированием нижнего белья, вытеснив из этой сферы мужчин», — рассказывает она.
Этому способствовала и мода 20-х и 30-х годов. Популярность изделий Коко Шанель ввела в обиход свободный покрой женской одежды, а также широкое использование мотивов мужской моды.
В 50-е годы произошел кратковременный возврат к увлечению женскими формами и тонким талиям, подчеркиваемым плотно облегающим бельем. Женщины хотели отвлечься от суровой дисциплины и лишений военных времен.
Но уже в 1960-е годы набиравшая темпы женская эмансипация привела к всеобщему отказу от всяческих застежек, подвязок и прочих ограничивающих движения компонентов одежды.
Корсет и сцена
Но по-настоящему корсет напомнил о себе, только когда в 1990 году на сцену во время ее гастролей под девизом «Амбициозная блондинка» на сцену вышла в корсете Мадонна.
Затем в начале 2000-х годов в англосаксонском мире возникла мода на бурлеск — театрализованные представления, в рамках которых корсет стал символом сексуального доминирования.
«Технический прогресс сделал корсеты внешне очень привлекательными и в то же время функциональными. Сейчас женщины покупают корсеты, чтобы выразить свою индивидуальность», — считает Алисон Макканн.
Однако другие комментаторы отмечают, что за популярностью корсетов стоит иное явление, не столь лестное для женщин.
Дело в том, что размеры женского тела стали заметно меняться. Согласно исследованию, проведенному в Британии в 2001 году, средний размер женской талии возрос с 50-х годов на 15 см, или более чем на 6 дюймов (с 28 до 34 дюймов).
Ханна Алмасси, редактор женского журнала мод Grazia, говорит, что замечает рост популярности определенного типа корсета, который называется по-испански fajas.
«Это плотно облегающий корсет, первоначально разработанный для пациентов, которые выздоравливают после операции по липосакции. Они поставляются из Колумбии, и женщины стали носить их в последнее время повсеместно. Такие корсеты сильно отличаются от традиционной концепции — викторианские корсеты использовали шнуровку, а также гибкие элементы из китового уса. А корсеты типа fajas изготовлены из эластичной ткани, которая обжимает тело и поддерживает формы», — указывает Ханна.
Как считает Алмасси, модельеры всегда стремились к манипулированию женским силуэтом, будь это увлечение 1980-х годов накладными плечами или упор на создание андрогинного облика женщины с плоской грудью и длинными ногами. Так что корсеты представляются просто еще одним шагом в этом направлении.
«Традиционные корсеты имели стальные или китовые пластины, и их приходилось затягивать с большой силой, для чего нужны были служанки; современные корсеты гораздо удобнее, а талию подчеркивают точно так же», — говорит она.
Творческий директор фирмы Rigby & Peller Никки Клейтон считает, что возрождение корсетов объясняется растущей ролью женщин в западном обществе и ее освобождением от сковывающих фантазию традиционных представлений о моде. «Раньше женщины часто стеснялись своей фигуры и не хотели, чтобы их видели за покупкой корсетов или других видов белья, которое поддерживает формы тела. Но теперь все барьеры рухнули, спрос на корсеты растет».