Самые крупные авто-альянсы за 20 лет
На фоне недавнего союза PSA Peugeot Citroen и GM, вспоминаем самые громкие соглашения о партнерстве в мире автопрома
На фоне недавно объявленного объединения двух автогигантов PSA Peugeot Citroen и General Motors, вспоминаем самые громкие соглашения о партнерстве в мире автопрома. Материал подготовлен по данным Slon.ru.
Для начала стоит уточнить, что подразумевает под собой альянс автомобильных компаний: это обмен акциями, унификация технологических платформ, создание совместных предприятий для единой системы закупок комплектующих и ресурсов. Такой союз позволяет производителям еще больше укрепиться на рынке и сократить издержки. Но далеко не всегда слияние компаний приводит к успеху.
В 1994-м году концерн BMW полностью выкупил британскую компанию MG Rover Group за $1,8 млрд. Бренды Rover и Land Rover были сохранены. Сделка оказалась провальной. К 2000-му году MG Rover приносил BMW 2 млн фунтов убытков в день. В итоге компания «пошла по рукам». Баварцы продали ее Phoenix Group. После владельцами MG Rover Group становилась китайская SAIC, тогда же бренд Land Rover выкупил Ford. А вот бренд Mini сохранился внутри группы BMW, став одним из локомотивов роста компании: в прошлом году продажи Mini выросли на 22%.
В 1998 свершился один из знаковых союзов - Daimler – Chrysler. Объем сделки стал рекордным - $39 млрд. Компании обменяли свои акции на бумаги объединенной корпорации. Но если держатели Daimler обменивали ценные бумаги 1:1, то собственники Chrysler – 0,6235 за одну акцию Daimler Chrysler. Условия показались американцам не совсем справедливыми, и судебный процесс растянулся на 9 лет. Этот альянс был необходим для усиления позиций Daimler в США и выхода Chrysler на глобальный рынок.
В результате выпущен ряд моделей на единой платформе. К примеру, Dodge Sprinter на базе Mercedes Sprinter и Chrysler Crossfire на базе Mercedes SLK. Однако автомобили оказались непопулярными. Chrysler стал приносить огромные убытки и в 2007 году был продан инвесткомпании Cerebus Capital Management за $7,4 млрд. Из этой суммы Daimler получил только $1,35 млрд. После раздела компании немцы оставили себе 19,9% Chrysler.
В 1999 о сотрудничестве заявили Renault и Nissan. Это пример самого успешного альянса. На сегодня французам принадлежит 44,3% японской корпорации, а Nissan, в свою очередь, владеет 15% Renault. В 2002 году автогиганты поровну «скинулись» на создание СП, которое следит за корпоративным управлением в обеих компаниях, а также является площадкой для обмена идеями, технологиями. Альянс способствует финансовому благополучию концернов. С 1999 по 2010 год общее производство выросло с 4,9 млн до 7,27 млн авто в год. Совокупная прибыль составила €1,5 млрд.
В 2005-м с японской Mitsubishi подружился PSA Peugeot Citroen. Компании договорились об обмене патентами и создании СП. Еще ранее было начата совместная разработка двигателя. А в 2005-м на базе Mitsubishi Outlander созданы Peugeot 4007 и Citroen C-Crosser. Три года спустя компании вместе построили завод в России на 160 тысяч машин в год.
В тандеме был также выпущен известный электромобиль класса мини Citroen C-Zero – он же Mitsubishi i-MiEV. В 2009 французы попытались обменяться с Mitsubishi акциями, но сделка не состоялась.
В том же 2009-м Volkswagen выкупил 20% акций Suzuki за $2,9 млрд. Японцы получили только 1,5% в VW. Дальнейшие переговоры об общей стратегии, обмене патентами или СП зашли в тупик. Японские менеджеры оказались весьма несговорчивыми. Акции Volkswagen растут, а вот у Suzuki дела на сегодня идут не очень хорошо. С момента сделки ценные бумаги японской компании подешевели на 33%.
В 2010-м альянс Renault-Nissan решил расшириться и обменялся равными долями капитала с Daimler - по 3,1%. Был построен совместный завод по выпуску малолитражек нового поколения и электромобилей. Первенцы этого союза должны сойти с конвейера в 2013 году. Разрабатывается автомобиль Renault Twingo. Основная ставка в сотрудничестве на производство сверхэкономичных и экологичных ситикаров. Стороны сделкой довольны.
И наконец, новый альянс 2012-го года – GM и PSA Peugeot Citroen. По договоренности, GM выкупит 7% акций Peugeot за $470 млн. Компании обменяются патентами и создадут СП по закупке компонентов. Ожидается, что сделка снизит издержки обоих производителей на $2 млрд, а к 2016 году будет создан новый модельный ряд на общей платформе.