Советы водителю по переходу на газ

Опасно ли возить под капотом газовую «бомбу», где и как переоборудовать машину, как обслуживать авто на газу?

Для казахстанцев тема перевода автотранспорта на голубое топливо сейчас актуальна как никогда. Совсем недавно представители алматинского акимата и ТОО «АвтоГазАлматы» собрали в южной столице пресс-конференцию, чтобы рассказать о наполеоновских планах по переходу на газ. Было объявлено, что к 2018 году 54 тысячи автомобилей в республике уже будут оснащены газбаллонами, по всей стране заработают 95 газозаправок, причем 6 из них появятся в Алматы уже к весне следующего года.

У автомобилистов по этому поводу масса вопросов. Не понятно где и как переоборудовать машину, как обслуживать авто на газу, насколько опасно возить под капотом газовую «бомбу» и какие меры предосторожности нужно соблюдать.

Акимат Алматы обещает, что центры, где по стоимости от 600 до 2-х тысяч долларов можно будет установить в машину, скоро появятся. Полностью переходить на более дешевое  газомоторное топливо – не обязательно, бензобак никуда не денется. На мощности авто переход на газ сильно не скажется.

Заправка баллона

Полный баллон – бомба замедленного действия! Надо помнить, что баллон можно заправить только на 80% его полного объема. Т.е. если у вас баллон 50 л, то зайдет в него 40-42 л в зависимости от температуры окружающей среды. Но если вы не отказались от отсекателя-погремушки во время установки, то бояться нечего, он автоматически ограничит литраж, а лишние литры вам вернут.

Вырабатывать газ из баллона можно до полного опорожнения, двигатель при правильно отрегулированном ГБО будет работать устойчиво. Признак опорожнения баллона - мотор перестает тянуть, но не глохнет полностью, он дожигает пары из баллона. Это надо вовремя распознать и быстро переключить на бензин.

Все операции по присоединению/отсоединению заправочного пистолета выполняет работник АЗС, ему нужно лишь предоставить доступ к ВЗУ и переходник, если требуется.

Если на улице жарко и баллон горячий, то заправка затруднена и медлительна, т.к. в баллоне высокое давление, которое препятствует заправке. Чтобы ускорить процесс, специалисты советуют раскачивать кузов авто в поперечном направлении, а для баллона это в продольном. Газ охлаждает стенки баллона и давление падает. Перед заправкой обязательно убедитесь в том, что наполнительный вентиль открыт полностью.

И как совет – глушите двигатель при заправке. При выключении зажигания закрываются все клапаны, что защитит редуктор от перепадов давления.

Переход на газ

Вот баллон полон, можно в путь, но все же не спешите. Проверьте, полностью ли открыт расходный вентиль на мультиклапане (баллон). Если да, то, не забыв надеть на ВЗУ крышечку (а их часто теряют), садимся за руль и... Заводим двигатель на бензине, если он не прогрет – прогреваем. Переход на газ осуществляется в два этапа: 1) Сначала на переключателе ставим режим «Ничего», дожидаемся выработки бензина. На карбюраторных машинах это займет большее время. 2) Как только двигатель пробует заглохнуть, включаете режим «Газ». Как правило, двигатель не останавливается, но может и понадобится применение стартера. В случае обратного перехода на бензин переключатель переводится на «Бензин» сразу без задержки в нейтральном положении.

Зачем теперь бензин?

Во-первых, на всякий случай, вдруг нежданно-негаданно газ закончится или возникнут проблемы с ГБО. Во-вторых, для прогрева двигателя. Можно, конечно, на газе прогревать, но в том случае, если: - температура +5 °С и выше; - вы уверены на 100 и более процентов, что отсутствуют проблемы с двигателем; - если прогрев на бензине 1-2 раза на этой неделе уже осуществлялся; - если запуск на бензине не представляется возможным. Для карбюраторных двигателей рекомендуется  хотя бы 1-2 раза в неделю запускать и прогревать на бензине, т.к. их необходимо периодически «взбадривать».

При этом надо заметить, если вы оставили машину, не переключив на бензин, завести ее на нем потом будет достаточно сложно (только карбюраторная). Поэтому очень удобно, подъезжая к месту стоянки, переключиться на бензин, и запуск будет беспроблемным.

Еще ряд советов по эксплуатации

Правила относятся в основном к карбюраторным авто. Запуск холодного и прогретого двигателя на газе, если смеситель стоит между карбюратором и впускным коллектором, необходимо производить при закрытом дросселе (педаль «газа» не трогаем) и открытой воздушной заслонке (подсос утоплен) – прямо как на инжекторных. Реакция на вытягивание подсоса несколько неадекватна. Сначала обороты немного растут, а потом резко падают – это переобогащение смеси. Из этого вытекает второй совет – газ требует больше воздуха, чем бензин, соответственно, требуется более частая смена воздухофильтра (на любом авто). Кроме того, с фильтра карбюраторного двигателя надо снять войлок – сопротивление снизится. Рекомендуется менять фильтр 2 раза в год – перед началом лета и осенью (зимой пыли меньше). Плюс ко всему, если предусмотрено конструкцией, необходимо после каждой 1000 км сливать конденсат из редуктора при прогретом двигателе.

Обслуживание и ремонт

Чтобы выявить утечку газа, нужно приготовить мыльный раствор и помазок. Запустите двигатель на газе. Намыливая помазком соединения, проверяйте отсутствие утечки по отсутствию пузырения.

При выявлении возможных утечек газа не курить!

Проверяются стыки (соединения): - трубка или клапан ВЗУ; - трубки и фланец мультиклапана на баллоне (вентили открыты); - трубки и фланец фильтра на газовом клапане; - трубки редуктора.

Как правило, проверка герметичности смесителя не требуется, т.к. он работает под низким (практически атмосферным) давлением. Кроме того, проверьте, не подтекает ли охлаждающая жидкость из-под штуцеров крепления шлангов на редукторе. Не забывайте сдавать раз в 2 года баллон на проверку. А через 3-5 лет или 30-50 тыс. км (в зависимости от качества газа, ГБО и температурных условий) придется заменить резиновые (или силиконовые) уплотнители.

Техника безопасности

По физико-химическим свойствам газ более безопасен, чем бензин, у него выше температура самовоспламенения и выше концентрационные показатели. Многие скажут, что баллон в багажнике – это ужасно. Но, вникнув в суть дела, можно понять, что ничего ужасного тут нет. Как известно из курса химии, любые вещества горят только в присутствии окислителя, например, кислорода, воздуха, тогда как взрыв возникает только в герметичном (закрытом) пространстве.

Баллон герметичен, но, увы, там нет воздуха. А если баллон разорвет? Да, тогда газ будет контактировать с воздухом, но взрыва не будет, т.к. закрытым объемом в этом случае и не пахнет. Исключение в этой ситуации – гараж. Вот почему официально и нельзя хранить газовую машину в гараже. А, если и хранить ее там, то требуется закрыть все вентили. А вдруг ДТП? Во-первых, как правило, наиболее страшные и тяжелые ДТП – это лобовые, они и самые частые, на втором месте – боковые. Но даже в случае ДТП баллон способен выдержать достаточно сильный удар, т.к. он рассчитан с достаточно большим запасом по прочности. Причем, по статистике такие прецеденты уже были, и баллоны оставались целы. И почему многие думают, что баллон с толстыми стальными стенками опасней бензобака с толщиной стенки как у жестебанки? А насколько безопасен бензобак? Бак тонок, и пробить его можно достаточно просто, кроме того, бак находится ближе к заднему бамперу и у него меньше «форы» по отношению к баллону, до которого нужно сплющить весь багажник. А что если в баке хранить как можно меньше бензина? Тут палка о двух концах. С одной стороны малое количество бензина уменьшает пожарную нагрузку, но с другой – увеличивает тяжесть последствий от взрыва, т.к. бензина мало, а воздуха много. При этом бензин плещется и интенсивно испаряется. А, как известно сами жидкости не горят – горят их пары. Бак же герметичен и вероятность взрыва достаточно велика. Т.о. басни про опасность эксплуатации газобаллонных автомобилей так и остаются баснями. А все неприятности возникают из-за невнимания или небрежности самого владельца авто, который игнорирует правила эксплуатации и обслуживания ГБО. Чтобы избежать многих неприятностей следует перевести питание на бензин и перекрыть подачу газа от баллона в случаях: - появления запаха газа в салоне; - неустойчивой (некорректной) работы двигателя. Возобновить работу на газе можно только после устранения причин. Кроме того, запрещается: - эксплуатация газобаллонного автомобиля с истекшим сроком освидетельствования газового баллона; - работа двигателя газобаллонного автомобиля при неисправном газовом оборудовании и наличии утечек газа из системы; - ставить автомобиль с неисправным газовым оборудованием в закрытое помещение, например, в гараж; - въезжать и выезжать из гаража на газе; - хранить автомобиль в гараже с открытыми вентилями мультиклапана; - производить какой-либо ремонт, замену газобаллонной аппаратуры или основных агрегатов при наличии газа; - подтягивать гайки соединений ГБО, находящиеся под давлением; - производить выпуск газа из баллона и из системы в помещении; - производить проверку герметичности соединений открытым огнем; - стоять во время заправки возле газонаполнительного шланга. Соблюдая все эти правила по технике безопасности и эксплуатации (а это несложно), ездить можно так же спокойно и уверенно, как вы это делали до установки ГБО на свой автомобиль. Об экономии же говорилось, вы ее однозначно почувствуете при каждой заправке.

Материал подготовлен по информации Mirsovetov.ru.

Поделиться