«Оңай» или «Ойбай»?
Отмена проездных билетов и внедрение системы электронного билетирования «Оңай» в алматинском общественном транспорте стала одной из самых обсуждаемых тем среди горожан и вызвала весьма бурную и неоднозначную реакцию.
Одни пытаются убедить в необходимости реализации проекта, приводя массу аргументов в поддержку, начиная с того, что он будет способствовать повышению качества услуг общественного транспорта и улучшению экологической ситуации в мегаполисе, заканчивая тем, что система поможет вывести собираемые средства за оплату перевозок из теневого оборота и т.д. и т.п. Другие возмущаются работой установленных в общественном городском транспорте электронных терминалов «Оңай» и действиями штатных контролеров. Интернет буквально «пестрит» постами негативного характера в социальных сетях и нелестными комментариями к публикациям о системе электронного билетирования на различных интернет-ресурсах. Третьи же выясняют, кто хочет залезть в карман к неимущим, требуя при этом оставить проездные билеты всех видов и возможность выбора оплаты наличными деньгами. Отмена проездных билетов сильно «ударит» по кошельку пенсионеров, малообеспеченных и многодетных семей, тех, кто вынужден каждый день и с несколькими пересадками добираться до работы или учебного заведения (с чем, кстати, столкнулись и сотрудники нашей редакции). Четвертые считают, что все изменения, предлагаемые отечественными чиновниками в последнее время якобы для улучшения экономической ситуации в стране, направлены только на то, чтобы выжать из населения все соки, пополнить бюджет, а уже после набить свои карманы. Проще говоря, граждане, по их мнению, рассматриваются, как бы это ни звучало грубо, только в качестве дойной коровы.
Вкратце напомним предысторию: официально систему электронного билетирования запустили 1 октября 2015-го. Однако, несмотря на это, сроки полного перехода на «Оңай» неоднократно переносились. В последний раз городскими властями была озвучена дата 11 января 2016 года, то есть с сегодняшнего дня в общественном городском транспорте не будут принимать наличку.
Внедрением, эксплуатацией, обслуживанием и контролем занимается единый транспортный оператор – ТОО «Транспортный холдинг города Алматы». Компания, как выяснилось, создана на основе государственно-частного партнерства. Здесь, конечно же, возникают вопросы: к примеру, на каких условиях подписано это соглашение и кто все-таки «запустил руку» в карманы горожан. Отметим также, что этой компании «досталось» не только внедрение системы электронного билетирования, планирование пассажирских перевозок и разработка маршрутной системы всего общественного транспорта Алматы, но, как оказалось, еще и многое другое. В частности, как следует из официальной информации, ТОО будет также заниматься созданием единой системы паркингов и интеллектуального управления дорожным движением, организацией и оборудованием уличных парковок, реконструкцией и строительством остановочных комплексов и автобусных парков. Реформирование транспортной системы Алматы, согласно договору, будет реализовываться поэтапно: с 2014-го по 2018 год – первая фаза, с 2017-го по 2025-й – вторая.
Доля участия местных властей в лице КГУ «Управление финансов г. Алматы» в уставном капитале ТОО «Транспортный холдинг г. Алматы» составляет всего 30%. В качестве вклада акимат передал в доверительное управление компании здание с земельным участком и оборудование (объект находится по улице Рыскулбекова рядом с улицей Щепкина). Почему не учли при этом весь подвижной состав, то есть автобусы, троллейбусы и другой транспорт, неизвестно, хотя, заметим, покупали их за счет бюджета. Кроме того, по информации городских властей, для обеспечения эксплуатации автоматизированной системы диспетчерского управления городским пассажирским транспортом в 2014-2015 годах из местного бюджета ежегодно выделялись денежные средства в размере 164 миллиона тенге.
Оставшаяся львиная доля в уставном капитале юридического лица в размере 70% числится за ТОО «Транспортная система KZ». Вклад этой компании выражается в инвестициях: до 2025 года учредители этой компании должны привлечь не менее 25,632 миллиарда тенге. В конце прошлого года компания, судя по официальным данным, «пережила» очередную перерегистрацию. На данный момент собственниками этого юридического лица через ТОО «Инжиниринговая компания «Казгипронефтетранс» числятся Цхай Яков Андреевич, Кан Константин Александрович и Коломеец Виталий Геннадьевич.
Вкратце о «Казгипронефтетранс»: ТОО предоставляет комплекс услуг по проектированию и инжинирингу нефтегазовых проектов на суше и на море. История его началась в далеком 1974-м, тогда распоряжением Совета министров Казахской ССР было создано специальное проектно-конструкторское бюро при «Казглавнефтеснабе». В 1986 году СПКБ было реорганизовано в Государственный институт по проектированию нефтепродуктопроводов, нефтебаз и автозаправочных станций – ГПИ «КазГипроНефтеТранс». В 2000 году его приватизировали, а через некоторое время преобразовали в ТОО. Что касается его нынешних учредителей, то это «серые», никому неизвестные, совершенно непубличные люди. Так, к примеру, о Константине Кане в открытых источниках отсутствует какая-либо информация. Виталий Коломеец, как выяснилось, гражданин Российской Федерации и имеет бизнес там. О третьем учредителе – Якове Цхае – несмотря на его «громкую» фамилию, известно совсем немного: в феврале этого года исполнится 65 лет. Он входит в топ-50 самых богатых людей страны по версии журнала Forbes Kazakhstan: в прошлогоднем рейтинге занимал 39-ю позицию с состоянием $145 миллионов, имеет доли участия в уставном капитале ряда компаний, занятых в различных секторах отечественной экономики. Состоит в родственных связях с Юрием Цхаем. Старший брат Якова – личность известная не только в нашей стране, но и за ее пределами. Он прошел путь от тренера провинциальной спортивной школы до заслуженного тренера СССР и КазССР, главного тренера по боксу сборной Республики Корея. В настоящее занимает должность вице-президента по работе с тренерским составом Казахстанской федерации бокса (организацию возглавляет Тимур Кулибаев). Его также знают как общественного и политического деятеля, активного члена многих международных корейских организаций и влиятельного бизнесмена (ему принадлежат 96,7% АО «Caspian Group» (Каспийская группа).
К слову, до момента перерегистрации конечными собственниками ТОО «Транспортная система KZ» числились люди, аффилированные с одним из известных казахстанских бизнесменов – Сергеем Каном. По данным журнала Forbes Kazakhstan, в прошлогоднем рейтинге пятидесяти богатейших людей страны он занимал 25-ю строчку, его активы на тот момент оценивались в $304 миллиона. Источники дохода – энергетика, финансы и химическая промышленность. Ближайшие бизнес-партнеры Кана также входят в топ-50: Александр Клебанов занимает в списке 22-е место с состоянием $317 миллионов, а Еркын Амирханов – 27-е ($301 миллион). Кстати, господа Кан и Клебанов помимо этого в числе пятидесяти влиятельных людей страны (29-я и 17-я строчки рейтинга соответственно).
Отметим, что на тот момент ИА Total.kz обращалось с запросом в управление финансов г. Алматы, чтобы уточнить сведения касательно собственников 70%-ной доли в уставном капитале ТОО «Транспортный холдинг г. Алматы». Ответ чиновников, честно говоря, несколько удивил нас: в учреждении заявили, что не владеют какой-либо информацией о конечных владельцах и поддерживают связь исключительно с исполнительным органом. Затем предложили обратиться с этим же вопросом к руководству единого транспортного оператора – Рифату Абдураманову. Что мы и сделали, но, к сожалению, и там не добились ответа, несмотря на все громкие публичные заявления в СМИ об абсолютной прозрачности компании.
Кстати, личность Рифата Абдураманова – довольно любопытная. Небольшой штрих к его портрету. Помимо ТОО «Транспортный холдинг г. Алматы» он официально числится руководителем еще ряда компаний, в числе которых ТОО «Перформия-Казахстан». Компания позиционирует себя как «международная консалтинговая компания, которая предоставляет консультационные услуги в области найма и подбора персонала, организации работы и предприятий в целом». Но, судя по отзывам в глобальной сети, репутация у компании не ахти. Так, к примеру, центр помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений «Шаг навстречу» при ОО «Ассоциация практикующих психологов РК» в Костанае в своих публикациях отмечает, что технологии «Перформия-Казахстан» строятся на административной технологии Л. Рона Хаббарда (основателя запрещенной в ряде стран саентологической религии и автора книги «Дианетика» – прим. ИА Total.kz): «Более всего любопытно, что на презентации эта организация совершенно отрицала свою причастность к саентологам. Хотя по первым кадрам видеоряда и по модели построения налицо были признаки, свидетельствующие об обратном». В другой статье указывается, что «…Саентологи ориентированы на вовлечение в свои сети людей состоятельных, при власти, «бедные и больные нашей организации не нужны, потому что у них больной дух». Но на самом деле, потому что с них нечего взять. (…) Поэтому их секта одна из самых богатых»…