Кто заработает на строительстве Национального пантеона?
Тема строительства пантеона вблизи Астаны активно обсуждается в обществе на протяжении вот уже трех лет.
Сторонники и противники то и дело обмениваются доводами, а иногда и взаимными упреками. Пока живые спорят, на территории будущего пантеона, почти в 20 км от Астаны, хоронят известных казахстанцев. Именно здесь покоятся бывший спикер мажилиса Орал Мухамеджанов, казахстанская поэтесса Фариза Онгарсынова, младший брат Сары Назарбаевой - Саяхат Конакай, писатель Абиш Кекилбайулы, один из авторов Конституции Максут Нарикбаев, супруга народного героя РК Мухтара Алтынбаева – Гульбану Алтынбаева, вице-спикер мажилиса Сергей Дьяченко, председатель Счетного комитета Козы-Корпеш Джанбурчин.
Впервые о том, что строительство национальной усыпальницы будет финансироваться из госказны, казахстанцы узнали в октябре 2014-го. Тогда правительство приняло решение о выделении 1 млрд тенге для строительства подводящих инженерных сетей и подъездных дорог. Спустя три года министр финансов Бахыт Султанов сообщил журналистам: из бюджета 2017 года будет направлено еще 1,7 млрд тенге. Однако акимат Астаны настаивает, что на сегодня на строительство подводящих инженерных сетей истрачено всего 200 млн тенге. Общая сумма договора с подрядчиком ТОО «ORNAU CONSTRUCTION» составляет более 561 млн тенге. Стоит отметить, что электронный конкурс по этому лоту завершился закупом из одного источника.
Из официального ответа акимата города Астаны
О ТОО «ORNAU CONSTRUCTION» известно немного – зарегистрировано оно в январе 1997 года, основной вид деятельности – строительство прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки. Единственным учредителем в настоящее время числится 46-летний Рахметов Ержан Казайдарович, руководит компанией Сыздыков Рустам Нурланович. К слову, сам учредитель – Ержан Рахметов – также имеет долю в уставном капитале ТОО «Мехколонна №59» в Павлодарской области (один из соучредителей – ТОО «Строительно-монтажная фирма «Мехколонна №59»).
За последние пять лет налоговые поступления от деятельности ТОО составили 79 872,7 тыс. тенге. В 2017 года (по состоянию на 1-е число отчетного периода) в бюджет перечислено 8 951,2 тыс. тенге. А в 2015 году был зарегистрирован филиал ТОО в Таразе в Жамбылской области. Руководителем, по официальным данным, числится Əшімжанов Айдар Бақытбекұлы.
Также известно, что ТОО «ORNAU CONSTRUCTION» – один из партнеров строительной корпорации «Кулагер», занимающейся возведением не только жилых домов, но и объектов космической отрасли. Кстати, в 2014 году именно председатель правления СК Тукен Егенбаев проходил по делу главы АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» Габдуллатифа Мурзакулова. Тогда сообщалось, что в августе 2013 года сотрудники финансовой полиции задержали его по подозрению в получении взятки в особо крупном размере. По версии следствия, задержанный якобы «пролоббировал» интересы СК «Кулагер» при проведении конкурсов на строительство сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов на сумму более 15 млрд тенге. И еще один небольшой штрих к общей картине: в 2013 году «Кулагер» занималась строительством подземного пешеходного перехода перед торгово-развлекательным центром «Хан Шатыр», тогда бюджету эта затея обошлась в 1 млрд 410 млн тенге.
Что касается эскиз-идей Национального пантеона, то лучшей, как выяснилось, была когда-то признана работа ТОО «Проектная академия «Kazgor».
Вкратце: международный заказной архитектурный конкурс на лучшую эскиз-идею проекта Национального пантеона был проведен в период с 1 декабря 2013 года по 1 марта 2014 года. Всего поступило 20 работ, в том числе шесть от заказных участников (ТОО «Проектная академия «Kazgor»; от Союза дизайнеров Казахстана ТОО «ТПП «ДАРТ»; от Союза архитекторов Казахстана ТОО «АПК «Ак-Sima group»; EDAW AECOM (США); Курош Рафией, Иран; «Марио Кучинелла Аркитектс», Италия) и 13 работ от инициативных участников (из Казахстана – 3, России – 1, Италии – 3 и по одной работе из Голландии, Ирана, Испании, Канады, Португалии, Таиланда). Все поступившие работы были представлены на рассмотрение главы государства.
Из официального ответа акимата города Астаны
Из официального ответа акимата города Астаны
К слову, сколько все-таки средств было потрачено на разработку ТЭО – неизвестно. Заместитель акима города Астаны Косман Айтмухаметов, отвечая на запросы ИА Total.kz, почему-то скромно об этом умолчал.
Справка: ТОО «Проектная академия «Kazgor» – это крупнейшая отечественная проектная организация, основанная еще в далеком 1930 году. Официально ТОО было зарегистрировано в декабре 2003 года. В учредителях семь человек: Жаманкулов Мейрбек Жаханович, Махамбетов Магаш Смагулович, Ералиев Тохтар, Татыгулов Абдысагит Шаймуханбетович, Татыгулов Айдар Абдысагитович, Юсупов Аскар Серикович, Татыгулов Абуали Абдысагитович.
Всем – одинаково, стандарт
Площадку под строительство национального пантеона отвели рядом с мавзолеем одного из организаторов национально-освободительной борьбы казахов с джунгарскими завоевателями – Кабанбай батыра. За захоронением великого полководца, датированного 1770 годом, ухаживает смотритель Камал Абдрахман.
«Разговоры про уже выделенные миллионы тенге, я понимаю, почему ведутся. Что сделано на уже выделенные деньги, вы сразу не увидите. Под пантеон выделено 2000 га земли. На всех этих 2000 га на протяжении 2,5-3 месяцев проводили геодезические работы, проверяли почву, проверяли прочность грунта», – рассказал он корреспонденту ИА Total.kz.
Из официального ответа акимата города Астаны
ТОО «Астанаинжпроект» позиционирует себя как одна из ведущих проектно-строительных компаний Казахстана. На рынке работает с 2002 года, основной вид деятельности – деятельность в области архитектуры. Единственным учредителем и руководителем ТОО в настоящее время числится Баймбетов Даурен Сейдуллаевич (1980 г.р.). Кстати, последнюю перерегистрацию компания «пережила» в апреле 2017 года. За последние пять лет ТОО перечислило в государственную казну в виде налогов 126 188,0 тыс. тенге: 2012 – 236,7 тыс. тенге, 2013 – 80,2 тыс. тенге, 2014 – 15 003,8 тыс. тенге, 2015 – 53 397,3 тыс. тенге, 2016 – 57 470,0 тыс. тенге.
Отметим, что Даурен Баймбетов указан также учредителем ряда ТОО-шек – «KazProject and Construction Co», «KazBuild Project», «Академия архитектуры и инженерного проектирования зданий, экспертизы и реставрации памятников культуры – КАЗАХСАУЛЕТ».
Совместно со Шнайдерманом Романом Борисовичем владеет компанией «Green Eco». К слову, в ноябре прошлого года ТОО получило весомую финансовую поддержку в рамках Дорожной карты бизнеса. На эти деньги «Green Eco» намеревалось приобрести тепличный комплекс и мобильную систему выращивания трав и салата в Талгарском районе Алматинской области.
«Сюда больших денег и не нужно выделять. На могиле после похорон деревянную табличку убрать. Установить надгробный камень высотой 1,8 м, шириной – 50 см, толщиной – 30 см. Это все, что нужно. Всем – одинаково, стандарт. Сколько на это денег нужно? На одну могилу? Если посчитать – копейки! Не то что для республиканского бюджета или бюджета области, даже для бюджета города – копейки», – считает Камал Абдрахман.
Акимат Астаны обещает, что на средства, выделяемые на строительство национальной усыпальницы, отремонтируют мавзолей Кабанбай батыра.
«Кирпичная кладка состарилась, уже 17 лет, как построен мавзолей, кирпичи тоже не самого лучшего качества – уже начали трескаться, ломаться, новую облицовку сделают. Не кирпичом, а мрамором. Вот и весь капитальный ремонт мавзолея. Два-три года назад крыша мавзолея протекала. При поддержке акимата сделали ремонт кровли, гидроизоляцию произвели. Два-три года прошло, крыша не протекает. Пока это – все выполненные работы, про другие работы мне ничего неизвестно», – прокомментировал намерения акимата Астаны смотритель мавзолея.
Камал Абдрахман не против строительства пантеона рядом с мавзолеем Кабанбай батыра.
«Перед своей кончиной в 1770 году, 247 лет назад, Кабанбай батыр сам об этом все написал: «Родственники, давая поминальный обед, зарежьте жеребую кобылу. Похороните там, где родился. Чужого, родного, мусульманина, неверного, любого, кто назовет мое имя, рядом похороните». Почти два с половиной века назад Кабанбай батыр определил, что здесь, рядом с ним, должны быть похоронены лучшие представители казахского народа», – процитировал он великого предка.
«В 1851 году коллежский секретарь Уфимцев из Омска приехал сюда и написал следующее: «Город Акмолинск при основании своем в 1832 году назван так по киргизскому (казахскому) большому белому памятнику над могилой, находящемуся в 25 верстах от города на сопке. «Ақмола» в буквальном смысле при переводе c казахского означает «белая могила». Кто бы что ни говорил, «Ақмола» названа так по белому мавзолея Кабанбай батыра – это исторический факт. Уфимцев допустил одну неточность: не «белая могила», а «святая могила». Казахи словом «белый» называли святые места. Белый мавзолей всегда стоял здесь, на сопке. Его разрушили целинники, приехавшие на освоение казахстанских земель», – рассказал Камал Абрахман.
По мнению аксакала, необходим закон, который бы регулировал порядок захоронения на территории национального пантеона. Пока известно, что, кроме именитых казахстанцев, в усыпальнице могут быть погребены их супруг или супруга.
Рядовых казахстанцев беспокоит не само создание пантеона, а суммы, которые расходуются на его строительство из государственной казны: неважно – из бюджета или Национального фонда.
На сегодня на национальную усыпальницу уже выделено 2,7 млрд тенге. На эти деньги уже можно было бы построить три сельские школы или одну городскую. Для сравнения: бюджет города шахтеров и металлургов Темиртау с населением более 180 тысяч человек в 2016 году составлял 5,8 млрд тенге. Если к этим цифрам добавить уровень коррупции при проведении государственных закупок, о которых свидетельствуют сообщения национального бюро, то картина получается удручающая…