МНВО утвердило квалификационные требования к вузам

Фото: amu.kz

Приказ вводится в действие 12 марта 2024 года.

В Казахстане утвердили квалификационные требования для организаций, предоставляющих высшее и послевузовское образование. Соответствующий приказ утвержден министром науки и высшего образования РК (МНВО), передает корреспондент Total.kz. 

Требования включают следующее:

наличие образовательной программы, внесенной в реестр образовательных программ МНВО; наличие библиотечного фонда учебной, учебно-методической и научной литературы в формате печатных и (или) электронных изданий, обеспечивающих 100% дисциплин образовательных программ по языкам обучения (для направлений подготовки кадров области «Национальная безопасность и военное дело» — за исключением дисциплин профилирующего цикла); обеспеченность учебных корпусов оборудованными медицинскими пунктами, наличие лицензии на медицинскую деятельность. Для организации высшего и послевузовского образования (ОВПО), реализующих подготовку кадров в области «Национальная безопасность и военное дело» — наличие медицинского обслуживания обучающихся; создание условий для питания обучающихся в учебных корпусах.

Наличие необходимых учебных корпусов, обеспечивающих качество образовательных услуг:

собственные либо принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, или доверительного управления для ОВПО с участием государственных органов или квазигосударственных организаций не менее 5%; с учебными помещениями с площадью, соответствующей санитарным правилам; соответствующие правилам пожарной безопасности; обеспеченные видеонаблюдением помещений и прилегающих территорий ОВПО.

Создание равных условий и безбарьерного доступа к образовательным услугам для обучающихся с особыми образовательными потребностями:

наличие входных путей, средств информационно-навигационной поддержки, дублирование лестниц пандусами или подъемными устройствами, оборудование лестниц и пандусов поручнями, окрашивание контрастной краской дверей и лестниц, выделение мест для парковки автотранспортных средств для лиц с инвалидностью; наличие специального кабинета, оборудованного средствами обучения, учебной литературой, адаптированными программными обеспечениями; наличие специалистов, прошедших курсы повышения квалификации или стажировки/переподготовки по методике инклюзивного образования; доступность широкополосного интернета, включая беспроводные технологии, компьютерных кабинетов, специализированных лицензионных программных обеспечений; наличие доменного имени третьего уровня в зоне edu.kz; соответствие минимальных затрат ОВПО на одного обучающегося на платной основе не менее 50% от стоимости государственного образовательного заказа; обеспечение прохождения преподавателями повышения квалификации не реже одного раза в 3 года не менее 72 часов: обеспечение повышения квалификации руководителей ОВПО и его заместителя(ей) в области менеджмента не реже одного раза в 3 года; обеспеченность специализированной научно-технической и (или) научно-методической и (или) творческой и (или) экспериментальной базой по направлению подготовки кадров в соответствии с образовательной программой; создание условий для проживания (обеспечение общежитиями/хостелами/ гостиницами); использование компьютерной программы для проверки наличия заимствованного материала; наличие функционирующей электронной базы данных (архив) выданных документов об образовании, а также дипломных работ, магистерских диссертаций (доступ к электронной базе или информационным ресурсам).

Приказ также устанавливает профилирующие квалификационные требования, предъявляемые к образовательной деятельности ОВПО для подготовки бакалавров, магистров, резидентуры, послевузовского образования с присуждением степени доктора философии (PhD) и доктора по профилю, а также проводящих онлайн обучение студентов.

Документ содержит квалификационные требования к образовательной деятельности международных и иностранных учебных заведений. Помимо общих квалификационных требований, они должны соответствовать также следующим условиям:

соответствие профиля ученой степени (кандидат наук/доктор наук/ доктор философии PhD/доктор по профилю) преподавателей или ученого звания, выданного либо признанного уполномоченным органом в области науки и высшего образования, профилю преподаваемых дисциплин; доля преподавателей, для которых основным местом работы является лицензиат, от общего числа преподавателей по образовательным программам – не менее 50%; доля преподавателей в разрезе образовательных программ, для которых основным местом работы является лицензиат, с ученой академической степенью (кандидат наук/доктор наук/доктор философии PhD/доктор по профилю) и (или) ученым званием, выданными/признанными уполномоченным органом в области науки и высшего образования, или удостоенных государственных наград РК по профилю подготовки кадров и (или) спортивного звания «Заслуженный тренер Республики Казахстан», от общего числа преподавателей – не менее 70%; наличие преподавателей для осуществления научного руководства, имеющих ученую академическую степень (кандидат наук/доктор наук/доктор философии PhD/доктор по профилю), соответствующую профилю образовательной программы, выданными/признанными уполномоченным органом в области науки и высшего образования, со стажем научно-педагогической работы не менее трех лет, являющимся автором не менее двух статей в международном рецензируемом научном журнале, имеющем импакт-фактор по данным JCR (ЖСР) и индексируемом в базе данных Web of Science Core Collection (разделы Arts and Humanities Citation Index, Science Citation Index Expanded, Social Sciences Citation Index) или показатель процентиль по CiteScore не менее 25-ти в базе данных Scopus; наличие договоров в соответствии с гражданским законодательством с базами практик по профилю образовательных программ.
Поделиться