«Әдiл сөз»: Распространение печатных СМИ в Казахстане приостановлено

Фото: http://soc-set.com/

На казахстанском рынке распространения периодической печати наступил коллапс: резко сократились тиражи газет и журналов, что повлекло за собой не менее резкое снижение объемов производства типографий, где печатаются эти СМИ, сообщает Международный фонд защиты свободы слова «Әдiл сөз».

«Причиной стало решение ТОО «Номад», которое  имеет в своем распоряжении около 350 киосков и торговых точек и занимает доминирующее (более 33%) положение на этом рынке, – указывается в сообщении. – 15 апреля «Номад» в одностороннем порядке расторг договоры с большинством печатных СМИ, ссылаясь на изменения в  составе акционеров и ребрендинг компании. Более того, «Номад» не только приостанавливает распространение печатных СМИ, но и замораживает им выплату задолженности, по нашим сведениям, более 200 млн тенге. Тем самым распространитель посягнул на конституционное право граждан свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Удивительно, но, несмотря на безусловную социальную и общественную значимость этой сферы хозяйственной деятельности, распространение печатных периодических СМИ через киосковую систему не регламентируется ни в Законе Республики Казахстан «О средствах массовой информации», ни в Законе «О национальной безопасности Республики Казахстан», ни в каких бы то ни было других законах и нормативных документах. Редакции сколько угодно могут повышать качество содержания своего печатного продукта, улучшать его внешний вид, добиваться высокого полиграфического качества, повышать тираж - все будет тщетно, если киосковые сети безосновательно откажутся распространять издание или, взяв его на продажу, не рассчитаются с редакциями».

В целом на сегодня положение с распространением печатных СМИ в Казахстане катастрофическое, отмечается в сообщении.

По информации фонда, «Номад» – единственная республиканская сеть по распространению периодических изданий, фактически не имеющая конкурентов, поскольку количество других торговых точек по распространению печатных СМИ за последние годы в Казахстане искусственно сократилось в разы.

«Так, три года назад крупнейшая розничная сеть по распространению периодических изданий в Алматы «Дауыс», насчитывающая 200 киосков, фактически прекратила свое существование – ее владельцы вынуждены были продать все свои киоски ТОО «Перекресток», – отмечает «Әдiл сөз». – Правда, как нам известно, в договоре купли-продажи этих киосков было указано их целевое назначение: торговля периодическими изданиями и только потом – сопутствующими. Однако на деле одна половина этих киосков сдана в аренду, другая же торгует в первую очередь прохладительными напитками, сигаретами, жевательными резинками и т.п., а газеты и журналы фактически стали в них сопутствующим товаром. Не Интернет и социальные сети выдавливают из культурной и общественной жизни Казахстана газеты и журналы, а отсутствие государственной защиты этого социально значимого сектора рынка, считает ряд руководителей СМИ. Подобная защита и поддержка печатных СМИ в сфере распространения существует практически на всех европейских рынках прессы. В Германии, например, благодаря поддержке государства рынок бумажных СМИ сокращается незначительно, лишь на 5-7% в год, а в стоимостном выражении лишь на 1-2%. Во Франции и Польше торговые точки периодической печати получают дотации от государства. В Германии и во Франции на 700 человек приходится один киоск, а в Чехии на 150 человек один киоск, несмотря на норматив - один киоск на 2000 жителей. Кстати, еще недавно ситуация с распространением СМИ, подобная нашей, была и в России. Однако за последние три-четыре года она резко изменилась в лучшую сторону. Так, Министерство связи и массовых коммуникаций и правительство Воронежской области издали приказ, в котором рекомендуется довести количество киосков до норматива - один киоск на 2000 жителей, увеличить площадь киоска до 18 кв.м и снизить ставку арендной платы (не выше 30 рублей за 1кв.м). Владельцев киосков Воронежской области власть освободила на полгода от арендной платы. Взамен сети распространения обязались провести модернизацию киосков. А правительство Москвы еще в 2014 году приняло постановление об установке новых киосков. Только в центральном административном округе российской столицы мэрия в 2015 году установила за свой счет 90 киосков, а в 2016-м установит еще 63. В торговой сети «Пятерочка» в прошлом году появилось 20 новых точек «Роспечати». Более того, глава президентского Совета по правам человека РФ Михаил Федотов предложил Закон «О средствах массовой информации» дополнить такой формулировкой: «производство, выпуск и распространение продукции СМИ является социально значимой услугой». А представители медиаотрасли России предложили оценивать деятельность губернаторов по числу газетных киосков на душу населения.

В Казахстане, по информации фонда, за последние годы из-за запредельных цен на аренду в разы сократилось количество торговых точек, особенно в крупных торгово-развлекательных центрах. «Вот на дотацию арендных площадей (до 10 кв.м) для продажи периодической печати можно было бы перенаправить средства госзаказа, абсолютно неэффективно расходуемые якобы на поддержку СМИ», – резюмируется в сообщении.

 

ИА Total.kz 

Поделиться