ЕАЭС затягивает Казахстан в Меркосур

Фото: artfile.ru

Стоит отметить, что Меркосур - это торговый союз стран Южной Америки

Пребывая в Бразилии, президент России Владимир Путин заявил о том, что в 2015 году страны ЕАЭС, куда входит и Казахстан, намерены подписать соглашение о сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и южноамериканским общим рынком, известным как Меркосур. Об этом передает Kursiv.kz.

«После того, как вступит в законную силу наша договоренность с Казахстаном и Белоруссией о создании Евразийского экономического союза Россия надеется на подписание необходимых договоренностей в первой половине 2015 года», - сказал российский лидер. Помимо этого Путин рассказал о том, что коллеги по ЕАЭС – Казахстан и Белоруссия - заинтересованы и в сотрудничестве с БРИКС и латиноамериканским континентом в целом.

Стоит отметить, что Меркосур - это торговый союз стран Южной Америки. Он объединяет 250 млн человек и почти 75% совокупного ВВП латиноамериканского континента. Считается вторым после ЕС таможенным союзом мира.

В Меркосур входят: Аргентина, Бразилия, Уругвай, Венесуэла. А Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу являются ассоциированными членами организации. Она появилась в 1985 году, после того, как президенты Аргентины и Бразилии — Рауль Альфонсин и Жозе Сарней подписали программу совместной экономической интеграции и сотрудничества.

Отметим, что Казахстан сейчас все активнее продвигается в направлении стран БРИКС и Меркосур. Это не удивительно. Согласно оценкам экспертов объем экономики этих стран в ближайшие 20 лет может превысить экономические показатели государств «Большой семерки». С Бразилией Казахстан начал выстраивать тесные отношения уже давно. Еще в 2007 году состоялся государственный визит Нурсултана Назарбаева в эту страну. Спустя два года РК с ответным визитом посетил тогдашний президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва.

К тому же в ходе VI Астанинского экономическом форума президент международной организации кредитов Роберт Абдуллин предложил Астане подумать над удвоением буквы К в аббревиатуре БРИКС. По его словам Казахстан и Индонезия могли бы превратить молодое образование в ведущую организацию мира.

«Казахстан достаточно хорошо известен в странах БРИКС, имеет налаженные политические связи со странами блока. Полагаю, членство Казахстана и Индонезии не вызовет противодействия у государств этого неформального клуба. Поясняю почему: для стран БРИКС сегодня очень важно не допустить эскалации военных действий на Ближнем Востоке и возникновения очага нестабильности в Центральной Азии. Подобная напряженность рядом с границами Китая, Индии и России может практически свести на нет экономический рост этих трех стран. За сдерживание вооруженных конфликтов в неспокойном регионе могли бы поручиться Индонезия и Казахстан, которые являются активными и влиятельными участниками Организации исламского сотрудничества. Отмечу, что на сегодняшний день ни у одной из стран БРИКС нет таких возможностей и влияния в исламском мире. В то же время Казахстан может извлечь для себя массу преимуществ из членства в БРИКС. Примкнув к пятерке, Казахстан привлечет к себе крупные инвестиции и поднимет свой международный авторитет», - заметил тогда Абдуллин.

Часть экспертного сообщества предполагает, что вступив в БРИКС, Казахстан мог бы напрямую выйти на рынки Меркосур и АСЕАН - Ассоциации стран Юго-Восточной Азии. В частности такую точку зрения высказывала эксперт Жанар Тулиндинова.

Она замечает, что пока доля стран АСЕАН и Меркосур в торговли с Казахстаном ничтожно мала, хотя потенциал сотрудничества РК со странами этих объединений огромен.

Однако не все эксперты склонны позитивно расценивать как сотрудничество с организацией Меркосур, так и положение дел в ней.

В частности, бывший министр экономики Аргентины Доминго Кавалло предостерег другие страны к сотрудничеству с Меркосур. Он выразил сожаление, что члены организации в отличие от Чили, Мексики, Перу, Панамы и Колумбии лишены возможности заключать индивидуальные договора о свободной торговле с третьими странами, что стало тормозить их развитие в последние годы.

«Решения, принимаемые крупнейшими экономиками региона, негативно отражались на таких мелких странах, как Уругвай и Парагвай. К примеру, эти государства не могли договориться по соглашениям о свободной торговле с Соединенными Штатами и Европейским союзом, просто потому, что Бразилия в 90-х и Аргентина в течение прошлых десяти лет не были заинтересованы в расширении торгового сотрудничества с этими двумя важными экономическими системами. Это ограничение, наложенное на Уругвай и Парагвай Таможенным союзом, впоследствии дорого обошлось не только странам-сателлитам, но и Бразилии с Аргентиной», - заметил г-н Ковалло.

Казахстанское экспертное сообщество менее категорично. Как замечала эксперт Дария Мухамеджанова в ходе своего исследования, что одним из аспектов международного влияния этой организации является его воздействие на формирование полюсов глобализации со стороны Латинской Америки. Поэтому Меркосур в будущем в вопросах формирования межконтинентальных интеграционных проектов может взаимодействовать с рядом организаций, в которых состоит Казахстан. В частности - ШОС, Таможенный союз, Зона свободной торговли СНГ.

Отметим, что посол Бразилии в Казахстане Деметрио Карвальо в своем интервью kursiv.kz также говорил о выгодах для Казахстана от взаимодействия с Меркосур. Он отмечал, что в Латинской Америке положительно относятся к интеграции в рамках ТС и ЕАЭС.

«В Бразилии тоже, замечу, проходят интеграционные процессы: у нас тоже есть свой Таможенный Союз - Mеркосур. В него входят Бразилия, Уругвай, Аргентина, Парагвай и Венесуэла. В результате мы имеем огромную территорию – от Карибского моря до Патагонии – без таможенных барьеров. Это рынок размером в 270 млн потребителей. Если вы привозите товар в Бразилию, то получаете доступ на рынки всех государств, входящих в союз Меркосур. Обратите внимание, что Таможенным Союзом заинтересовались такие страны, как Армения и Вьетнам. Поэтому не исключено, что возникнет интерес к торговой интеграции со стороны обоих союзов. Евразийский союз становится реальностью и, следовательно, темой для исследования», - сказал он.

«Перспективы изменения векторов экономического сотрудничества Меркосур от Северной Америки и ЕС в сторону ЛАКБ - регионального блока государств Латинской Америки и Карибского бассейна, Восточной и Южной Азии и СНГ являются важным фактором нового распределения глобальных полюсов не только в мировой экономике, но и в мировой политике. Это должно стать главным аргументом в пользу необходимости формирования и развития латиноамериканского вектора внешнеэкономической политики Казахстана и активизации экономических связей со странами региона» - заключила в ходе своего ранее опубликованного исследования эксперт Дария Мухамеджанова.

Поделиться