Единая валюта в России и РК может появиться в ближайшие годы
24 марта 2015, 13:15
ИА Тотал Казахстан
Изначально планировалось, что экономический союз, официально стартовавший в начале этого года, переродится в валютный не раньше 2025 года
Возможно, в обозримом будущем получать заработную плату или рассчитываться в магазине казахстанцы, белорусы, россияне, киргизы и армяне будут единой валютой – алтыном или евразом. Изначально планировалось, что экономический союз, официально стартовавший в начале этого года, переродится в валютный не раньше 2025 года. Но президент России Владимир Путин решил поторопить чиновников с этим вопросом, и уже к осени 2015 года дать ответ: потянет ЕАЭС грандиозную финансовую реформу или нет? Повторит ли алтын успех евро, извлекут ли казахстанцы выгоду с появлением единой валюты и почему отечественные эксперты не в восторге от этой идеи, выясняла корреспондент YK-news.kz.
Исторический момент
Алтын (золотой) или евраз (евро в азиатском ключе) могли появиться в наших кошельках намного раньше. Впервые эту идею озвучил президент Казахстана еще двадцать с лишним лет назад. В 1994 году сразу после распада СССР глава нашего государства призывал своих коллег по братским республикам не рушить многолетние связи, а, напротив, объединиться.
- Интеграционное объединение начинается так: сначала создается зона свободной торговли, потом Таможенный союз, потом Единое экономическое пространство, потом экономический союз. Потом расчетная единица, – заявил в одном из своих выступлений Нурсултан Назарбаев. – Но я считаю, что ни одна национальная валюта, включая такую мощную, как рубль, не годится на эту роль. Должно быть другое название, должна быть другая валюта.
В 90-х годах прошлого века алтын так и не позолотил ручку бывших граждан союзных республик. Масштабный кризис, обрушивший экономику государств СНГ, не позволил сбыться планам.
Полный вперед
Общая «копилка» – казна Евразийского экономического союза должна была пополниться и общими же монетами. Денежный вопрос стал особенно острым в 2014 году.
Мировой экономический и политический кризис значительно ускорили формирование единого экономического пространства. Общие же деньги должны были появиться у стран-участниц ЕАЭС не раньше 2025 года. Но планы резко изменились. 18 февраля президент РФ Владимир Путин дал поручение Банку России совместно с правительством и членами Евразийского экономического союза изучить целесообразность и возможность введения на территории ЕАЭС единой валюты.
Российские эксперты тут же поспешили «попробовать» невыпущенную монету «на зуб». Большинство из них сошлись во мнении, что такое решение, в первую очередь, связано со сложной международной обстановкой, падением цен на нефть, а также большим желанием Назарбаева и Путина найти альтернативу американскому доллару при заключении сделок между странами нового союза.
- Создание единой валютной зоны помогло бы большинству стран избежать ряда проблем при взаимных расчетах, – поделился с корреспондентом YK-news.kz руководитель аналитического отдела Grand Capital Сергей Козловский. – Хотя мотивация некоторых стран намного глубже. Для России, например, это способ сблизиться с бывшими партнерами из Европы, отношения с которыми переживают не самый лучший период, а также способ избежания дефицита валютной ликвидности. Ведь новая валюта, если она будет, перекроет для России необходимость масштабного использования евро и доллара при расчетах. Получается, для РФ такой валютный союз является максимальным упрощением в финансовом секторе.
По мнению аналитика, до появления конкретики в этом вопросе рано говорить об эффективности будущей денежной реформы. При этом эксперт считает, что российский рубль вряд ли будет претендовать на место алтына.
- Использовать рубль в качестве единого платежного средства невозможно. Он нестабилен, поскольку сильно подвержен влиянию внешних факторов. Еще один вариант – создание универсальной валюты без использования национальной валюты каждой из стран (по аналогии с ЕС). И в том, и в другом случае есть одна проблема – невозможность влиять на положение единого дензнака в каждой отдельной стране. Получается, что, если валюта будет слишком «сильной» для Белоруссии, но при этом нейтральной для Казахстана, Белоруссия не сможет ее девальвировать. Приблизительно такую же ситуацию мы могли наблюдать в Греции, не способной усилить или ослабить евро.
Алтын не евро
Дальним родственником будущей валюты считается евро. «Старший брат», рожденный в Старом Свете, уже сделал успешную карьеру, обеспечив всей еврозоне свободное движение людей, товаров, услуг и капитала. Главному конкуренту доллара шестнадцать лет. Его «рождение» длилось больше полувека – европейские страны чрезвычайно долго договаривались о финансовой интеграции.
Экс-аким Усть-Каменогорска Вера Сухорукова уверена: Казахстану и его партнерам понадобится как минимум столько же времени, чтобы пройти тот же путь, что и Европа.
- Введение единой национальной валюты в союзе – это довольно длительная процедура. Нелишне вспомнить, как долго к этому шла Европа. Здесь тоже непростой процесс будет – ведь у наших стран разное экономическое состояние, разный уровень цен, разный уровень средних зарплат. Неплохо было бы для начала подтянуть все эти показатели до европейских, а потом уже затевать финансовую реформу, – прокомментировала она.
Куда меньше вопросов вызывает техническая сторона дела. Напечатать и раздать новые деньги населению не составит большого труда, уверена Вера Николаевна. Вспоминая события двадцатилетней давности (введение тенге), экс-градоначальница отмечает, что паники у людей не наблюдалось, к финансовой реформе граждане оказались готовы.
– Все прошло достаточно мягко, населению было разъяснено, что Россия отказалась обслуживать Казахстан в рублевой зоне, и введение собственных денег было единственным решением, – говорит Вера Сухорукова. – Для представителей определенных профессий, таких как геологи, чабаны, сроки обмена денег были продлены. В общем, все вопросы решались оперативно.
Не верю!
В Казахстане тем временем предлагают не прорубать «окно в евро», а задуматься над собственным сценарием создания алтына или евраза.
- Да, пример Евросоюза привлекателен, но в странах ЕС взаимные товарооборот и инвестиции всегда были на уровне 60-70 процентов, – прокомментировал на сайте Евразийского экономического союза член коллегии (министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов. – Встречные потоки товаров, капиталов, услуг там всегда были очень значимыми. Так возник запрос на единое платежное средство. У нас этого пока не наблюдается. Сейчас мы не настолько активно торгуем друг с другом по сравнению с другими нашими партнерами, чтобы у предпринимателей появилась реальная потребность осуществлять все расчеты в одной валюте. К примеру, общий товарооборот России свыше 400 миллиардов долларов, в то время как со странами ЕАЭС – 70 миллиардов долларов.
А вот казахстанские эксперты восклицают: «Друзья мои, опасен наш союз!». Политолог Досым Сатпаев уверен: общие деньги станут причиной тотального разлада в дружной семье ЕАЭС.
- Мы слишком поторопились с подписанием договора о создании ЕАЭС, мы не проанализировали те проблемы, которые были у нас в Таможенном союзе, и бросились с головой в новый омут, – прокомментировал эксперт корреспонденту YK-news.kz. – В результате наши предприниматели оказались неконкурентоспособными и несут большие убытки. А объемы импорта по-прежнему значительно превышают экспорт.
«Блестящая» идея алтына связана с весьма тусклой политической картиной, считает Досым Сатпаев, и к реальной экономике стран Евразийского союза отношения не имеет.
- Я сторонник циничного и прагматичного подхода: мы должны использовать свое геополитическое положение, сотрудничать со всеми соседями, но использовать это с выгодой для себя. Поэтому не нужно сейчас выдвигать на первый план идеалистические лозунги о братстве, дружбе и единстве – в геополитике таких понятий попросту нет. В реальности Казахстан зажат между двумя сильными игроками: Россией и Китаем, и чтобы сдерживать их влияние, мы сами должны что-то из себя представлять. Нужно развивать собственное машиностроение, электроэнергетику, легкую промышленность, сферу нанотехнологий. А то выйдем на единый валютный рынок, а торговать-то нам нечем.