Инициативы Первого Президента РК направлены на успешное развитие страны
Сегодня, 27 ноября 2015 года, в столице Казахстана состоится Астанинский социологический форум, сообщает газета Литер. Он посвящён Дню Первого Президента Республики Казахстан. Очередной форум проходит с участием Ассамблеи народа Казахстана, которая отмечает своё двадцатилетие и является детищем Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. В связи с этим символично, что форум пройдет во Дворце мира и согласия. Накануне этого события директор Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, доктор социологических наук, профессор Зарема Шаукенова поговорила с «Литером» о значимом празднике в жизни страны.
– День Первого Президента Казахстана – государственный праздник, который мы отметим уже в четвертый раз. Почему этот праздник вызывает столько внимания со стороны общественности и с чем, на ваш взгляд, это связано? – Решение об учреждении Дня Первого Президента Казахстана было принято накануне 20-й годовщины нашей независимости, у истоков которой стоял Нурсултан Назарбаев. Дата 1 декабря не случайна. Именно в этот день в 1991 году состоялись первые в истории суверенной республики всенародные выборы президента страны. Н. А. Назарбаев начал конструирование и созидание нового Казахстана, с самого обретения независимости страны. При этом, как он писал позже, ему самому приходилось заново учиться, познавать азы рыночной экономики и регулирования, брать себе в учителя известных политиков, принесших успех своим странам. Системными стали выступления Президента в 1992 году на Генеральной Ассамблее ООН, когда Казахстан впервые презентовался как независимое государство, представив идею создания СВМДА. В 1994 году Н. А. Назарбаев выступил с лекцией в МГУ им. М. В. Ломоносова и в то время, несмотря на повсеместную дезинтеграцию и создание независимых государств, предложил создание Евразийского экономического союза. – Если посмотреть на период становления нашей республики в качестве самостоятельного суверенного государства, то какие памятные даты вы бы выделили? – В первые годы независимости Первым Президентом была проведена конституционная реконструкция, в результате которой на всенародном референдуме 30 августа 1995 года была принята Конституция, открывшая стране выход на рыночное развитие и создание Ассамблеи народа Казахстана, 20-летия этих знаковых в жизни нашей страны событий мы отмечаем в этом году. В первые пять лет существования в качестве независимого государства Казахстану пришлось решать вопросы – введения своей национальной валюты, создания Национального банка, приватизации, реформ в сельском хозяйстве. Делать это приходилось с колес в условиях ужесточающегося кризиса смены формационного развития, а затем еще и давления азиатского финансового кризиса 1997 года и обвала российской экономики в тот период. Именно в это время президентом Н. А. Назарбаевым была выдвинута долгосрочная Стратегия развития Казахстана до 2030 года. Тем самым он предпринял уникальные социоинженерные решения, укрепляя энергетику и развивая социальный оптимизм казахстанцев. Двигаясь в рамках Стратегии «Казахстан-2030», страна вышла на этап устойчивого развития. В течение 1998–2008 годов экономика страны росла средними темпами в 10 процентов в год. Казахстан вошел в тройку самых быстроразвивающихся стран мира наряду с Китаем и Кувейтом. При этом вместе с ростом экономики на растущих нефтяных ценах Президент делал акцент на создание Стратегии индустриально-инновационного развития для диверсификации экономики, создания заделов новой экономики, высокотехнологичных секторов. – Вы затронули актуальную сегодня тему – реформы, нацеленные на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности. Какие из реализованных и реализуемых в настоящее время программ являются, по вашему мнению, наиболее эффективными? – Действительно, необходимость в разработке и последующей реализации программ с целью отхода страны от сырьевой направленности назрела фактически с момента обретения независимости. Рассматривая вопрос о реализации госпрограмм, необходимо обратиться к 2009 году. К этому году страна подошла с четким ориентиром на принятие госпрограммы индустриально-инновационного развития и перехода на пятилетние планы индустриализации. В период с 2010 по 2014 год реализована первая программа ГПФИИР, результатом которой стало создание более 770 новых производств и пополнение линейки индустриальной продукции более чем 400 новыми продуктами, товарами, которые ранее не использовались. В целом создание новых рабочих мест, республиканская и региональная Карты индустриализации становятся главными приоритетами деятельности правительства и акимов. Казахстанская экономика успешно адаптировалась к меняющимся условиям мировой экономики. В рамках антикризисной программы по реагированию на международный финансово-экономический кризис 2008–2009 годов не было допущено банкротство банков и одновременно поддержан бизнес, индустриальные проекты. Основой этого стало создание еще в 2002 году Национального фонда, куда отчислялись сверхприбыли от продажи нефтяных ресурсов для сохранения в пользу будущих поколений. Несмотря на жесточайшую критику и давление оппозиции, Президент укреплял Нацфонд, не поддаваясь на популистские лозунги о справедливом распределении всех ресурсов на благо всех казахстанцев. Н. А. Назарбаев доказал свою правоту и снискал высокое доверие нации. По итогам президентских выборов 2005 года, набрав 91 процент голосов избирателей, Глава государства фактически стал Лидером Нации, то есть признанным лидером и авторитетом, значимость которого выходит за рамки формально очерченных полномочий и функций президентского института. – Успешная реализация принятых госпрограмм должна была принести удовлетворение. Однако Глава государства не стал останавливаться на достигнутом. – Между тем сила Первого Президента Нурсултана Назарбаева как личности, как выходца из народа с присущей ему энергетикой и целеустремленным характером, не позволила ему почивать на лаврах прежних побед, и он продолжает свой динамичный политический курс. Постоянно двигая модернизационные процессы, он в итоге привел Казахстан к досрочной реализации Стратегии развития страны до 2030 года. Веря в успех, Н. А. Назарбаев развернул все институты, процессы, людские ресурсы на развитие, осуществив при этом такой масштабный исторический шаг, как перенос и строительство новой столицы. Астана стала ведущим драйвером и инвестиционным проектом, способствовавшим оживлению экономики регионов, перенесению центра тяжести развития с перенаселенного юга на трудодефицитный север. При этом Главой государства проводились взвешенные и сбалансированные политические реформы, начиная с первой программы демократизации, изложенной в Послании 1995 года, затем в рамках последовательно сменявших друг друга комиссий и рабочих групп по принятию конституционных и политических реформ. Было найдено оптимальное равновесие и баланс ветвей власти для нужд экономики, вышедшей из критического мобилизационного периода, связанного с обретением независимости, в новый этап развития. – Мы с вами затронули аспекты развития Казахстана как самодостаточного суверенного государства. Между тем многие реформы, реализованные в республике, стали ответом на вызовы, возникающие за пределами страны. Какие шаги были предприняты руководством страны для того, чтобы минимизировать влияние извне и укрепить позицию Казахстана в мире? – В сфере внешней политики последовательно решались вопросы закрепления границ, создания пояса добрососедства и сотрудничества, укрепления отношений с ведущими мировыми державами. Опираясь на стартовый репутационный капитал как страны, добровольно отказавшейся от ядерного оружия, Казахстан прочно встал на многовекторный курс. Страны-гаранты безопасности Казахстана, ставшие таковыми по итогам подписания соглашения об отказе от ядерного арсенала РК, стали ведущими партнерами и инвесторами нашей страны, в том числе США, Франция, Великобритания, Китай, Россия. В итоге в 2012 году Президент выдвигает новую Стратегию до 2050 года, что было продиктовано меняющимся характером мировой экономики и расстановки сил. Казахстан вошел в число 50 самых конкурентоспособных стран мира и, опираясь на это, была объявлена новая общенациональная задача по вхождению в число 30 развитых стран мира. Главной целью такой стратегии стало избежать ловушки средних доходов, которая не позволила большинству стран перейти из числа развивающихся в развитые, перескочив из третьего мира в первый, как это сделали «азиатские тигры» – Тайвань, Южная Корея, Сингапур. Поэтому Лидер Нации продолжил свое политическое творчество и сформировал интеллектуальный задел на новые этапы развития. Новыми шагами стали принятие системных программ «Нұрлы жол» и план нации «100 конкретных шагов «Современное государство для всех» по реализации пяти институциональных реформ. И, как показывает ход событий, другого пути попросту нет, если мы не хотим участи стран, которые стали заложниками бедности, войн, от которых страдают миллионы людей, детей, женщин, вынужденных бежать в благополучные страны в поисках более счастливой жизни и доли. Так происходит сегодня в Сирии, на Ближнем Востоке. Европейские страны сталкиваются с беспрецедентными масштабами нелегальной миграции, а фактически потока беженцев, спасающихся от ужасов терроризма и военных конфликтов. Продолжается военный конфликт в Восточной Украине. Развертывается спираль антироссийских санкций. Судя по оценкам экспертов и прогнозам, мир вступает в новую затяжную фазу низких цен на нефть и замедления мирового экономического развития. Происходит отток капитала из развивающихся стран мира, из добывающих секторов, в будущем грозя новыми энергетическими кризисами. – Сейчас мы подошли к вопросам адекватного восприятия руководством страны динамично развивающейся международной ситуации, в которой есть место и глобальному кризису, и столкновению интересов ведущих стран мира, равно как и взаимодействию стран в рамках авторитетных организаций. Какое место в этой архитектуре мира занимает Казахстан и почему? – В сложившихся довольно непростых условиях Казахстан, насколько это возможно, используя весь свой потенциал как страны – регионального лидера, магнита инвестиций и мировых компаний, формирует свои шаги по всему спектру политики. Это создание и укрепление ЕАЭС, вхождение в ВТО, продолжение репутационной внешней политики от председательства в ОБСЕ и ОИК, проведения Съездов лидеров мировых религий до ежегодного АЭФ – «центрально-азиатского Давоса», встреч «шестерки» по иранской ядерной проблематике, планирования встреч минской «четверки» по урегулированию конфликта на Донбассе. Поражает широта и интенсивность того, что делает страна. Казахстан готовится к проведению ЭКСПО-2017, за очень сжатый период в рамках объявленного плана нации уже разработаны и внесены в Парламент более полусотни новых законов, дающих качественно новое развитие страны, жизнь новым проектам, таким как Международный финансовый центр в Астане по типу Дубая, Сингапура, Лондона. Страна – лидер по формированию инфраструктуры нового Шелкового пути, соединяющего Европу, Ближний Восток с Азией, Китаем. Некогда тупиковый центр Казахстана наполняется сквозными магистральными автомобильными и железнодорожными путями. Меняется транспортно-логистическая конфигурация. Казахстан, завязанный на северные транспортные маршруты, становится открытым для всех маршрутов и путей. И это только предварительное видение будущего. От Астаны по программе «Нұрлы жол» по лучевому принципу прокладываются дороги высшего класса. Это прорыв, который в свое время совершила Америка, побеждая Великую депрессию и строя инфраструктуру новой экономики, которая сделала США передовой державой. Все это составляет интеллектуальное конструирование нынешней реальности для Казахстана и его будущего. И в этом состоит колоссальная по своему грузу ответственность Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Человека, чьей величайшей миссией стало единение нации и прохождение испытаний сложнейшего периода всей общемировой истории и в жизни собственной страны. Лидера, для которого, благодаря его интеллектуальной мощи и абсолютной поддержке народа, данная миссия оказалась выполнима.