Национальная самоидентификация – основа для реализации задач «Нурлы Жол»

Фото: etoday.kz

Один из самых обсуждаемых и популярных вопрос в Казахстане – национальная самоидентификация и построенная на этой основе Национальная идея Мәңгілік Ел, о которой Президент страны говорил в своем Послании «Нурлы жол». Сейчас страна занимается ее активным внедрением в систему образования, и тезисы Национальной идеи по-прежнему лидируют по обсуждаемости в СМИ и соцсетях.

Напомним, что Президент РК Н. Назарбаев обозначал важность самоидентификации нации, как основы дальнейшего экономического роста, на многих высоких форумах. В частности, он к ней апеллировал на торжественном собрании, посвященном Дню Независимости Республики Казахстан, 15 декабря 2010 года, она нашла отражение в одноименной триумфальной арке, названной «новым символом современного Казахстана и триумфа казахстанского народа, реализовавшего многовековую мечту о Независимости и суверенитете своей страны», которая была открыта 16 декабря 2011 года. Возвращение к идее Мәңгілік Ел произошло 14 декабря 2013 года, когда с участием Президента РК Н.Назарбаева состоялось торжественное собрание, посвященное Дню Независимости Республики Казахстан. Обращаясь к участникам собрания, Президент страны отметил, что 16 декабря 1991 года в созвездии наций мира зажглась новая звезда - Республика Казахстан. И назвал семь бесценных достояний, первое которых – «наша священная и достойная страна, Мәңгілік Ел. Более четырнадцати тысяч километров бесспорных границ спаяли нашу Родину в единый монолит. Они стали рубежами добрососедства со всеми сопредельными странами». 

В наиболее полной форме идея Мәңгілік Ел прозвучала в Послании Президента «Нурлы жол – путь в будущее». Важнейшие позиции национальной самоидентификации рассматриваются в статье главного научного сотрудника КИСИ при Президенте РК, доктора исторических наук, доцент Ирина Черных «Идентификационные процессы в Казахстане и механизмы нациестроительства».  

Автор считает, что постановка вопроса: «что есть нация в Казахстане?» и, соответственно, необходимость формирования национальной идентичности, всегда занимала одно из центральных мест во внутренней политике республики.

«Полиэтничность и многоконфессиональность населения, представленность различных крупных языковых групп и необходимость развития казахской культуры (в т.ч. казахского языка) формировали критические точки структурных рамок решения данного вопроса. Предложенная Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым в на- чале 1990-х гг. идея межконфессионального и межэтнического согласия, получив институциональное закрепление в Ассамблее народа Казахстана и на Съезде мировых религий, эффективно выполняла свои функции до 2010-х гг. Однако вектор формирования новых возможностей Казахстана, закрепленный в 2012 г. в Стратегии «Казахстан-2050», предполагает конкретизацию идеи национальной идентичности и разработку механизмов ее продвижения.

Как продекларировано Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым, такая мобилизация наиболее эффективно может быть осуществлена на гражданской основе. Формирование Нации единого будущего, основанной на гражданской идентичности, требует системной проработки идеологических, методологических, институциональных механизмов, направленных на ее развитие».

По мнению И. Черных, сегодня в общественном сознании Казахстана произошло закрепление уровневой идентичности, когда одна идентичность накладывается на другую.

«Для жителей страны является вполне естественным ощущение себя, с одной стороны, гражданином Казахстана, а с другой - представителем своей этнической группы. При этом социологические опросы показывают, что доминирующей стала гражданская идентичность, что является значимым показателем лояльности граждан к Казахстану и его государственным институтам. Согласно данным массового социологического опроса по вопросам межэтнической толерантности и общественного согласия (репрезентативная выборка 3 000 человек), проведенного Научно-экспертным советом Ассамблеи народа Казахстана в 2014 г., гражданами Казахстана в полной мере себя ощущает 68,7% опрошенных, в значительной степени - 21,1%».

Авто приводит в своей статье и результаты массового социологического опроса, проведенного Казахстанским институтом стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан по теме «Идентификационные модели основных этносов Казахстана в контексте социетальной безопасности» (сентябрь 2014 г., репрезентативная выборка 2 000 респондентов).

«Они показывают, что гражданская идентичность (казахстанец) доминирует у 41,2% респондентов, а этническая - у 47,6% опрошенных. При этом большинство граждан (74,1%) высказалось за построение в Казахстане единой гражданской нации, где все казахстанцы, независимо от этнической принадлежности, должны стать системообразующим народом. Установку на то, что только казахи должны стать системообразующим народом, разделяет 18% населения, идею «Казахстан - для казахов» поддерживает всего 4,8% респондентов».

Интересны и результаты исследования Общественного фонда «Центр социальных и политических исследований «Стратегия», проведенного в 2014 г., приведенные экспертом для сравнения.

«54% респондентов отнесли себя, прежде всего, к гражданам Казахстана. Этническая принадлежность оказалась на первом месте для 7% опрошенных жителей. Ответ «и тем, и другим в одинаковой степени» выбрали более трети респондентов - 35%, «ни тем, ни другим не ощущаю себя» - 3%. Таким образом, можно говорить о снижении значимости этнической дифференциации в казахстанском обществе, однако она постепенно замещается другими критериями идентификации (например, город - село, модернистские и традиционные ценности, бедные и богатые)».

«В отличие от этнической идентификации указанные идентификационные модели не конкурируют с гражданской идентификацией. Поэтому вполне приемлемыми являются установки на формирование в Казахстане общности, основанной на гражданской идентичности», - заключает автор.

И озвучивает основные механизмы формирования казахстанской идентичности, которые строятся на основе баланса между административно-бюрократическими рычагами и мягкими социальными технологиями.

«Основными направлениями продвижения Нации единого будущего являются:

- разработка патриотического акта «Мәңгiлiк Ел»;

- формирование Общества всеобщего труда и поддержка среднего класса;

- внедрение эффективных практик языкового триединства;

- трансформация политики регулирования миграционных процессов;

- трансформация деятельности национал-патриотического движения;

- развитие нормативно-правовой базы».

Автор так же рассматривает Патриотический акт «Мәңгiлiк Ел», как ядро Нации единого будущего, модели казахстанской идентичности на основе принципа гражданства.

«В процессе разработки патриотического акта «Мәңгiлiк Ел» в качестве основных жизненных целей и ценностей народу Казахстана целесообразно предложить следующие три блока установок:

1. Институциональный, включающий в себя установки на модернизацию, индустриализацию и развитие городских стандартов качества жизни.

2. Профессиональный, включающий установки на развитие конкурентоспособности нации и каждого отдельного казахстанца, интеллект и образованность, профессионализм и самореализацию, а также созидательный труд на благо всей страны.

3. Гуманитарный, акцентирующий институт семьи, здоровье нации, толерантность и языковое триединство».

И. Черных отмечает та же важность как содержания патриотического акта «Мәңгiлiк Ел», так и его формы.

«Что предполагает организацию широкой дискуссии по данному вопросу в среде экспертов и специалистов. Привлечение средств массовой информации как традиционных, так и основанных на современных технологиях на этапе обсуждения проекта нецелесообразно, так как будет вовлекать в дискуссию непрофессионалов, что может существенно снизить эффективность работы над проектом», - считает автор.

Доктор наук так же полагает, что вторым по важности и степени реализуемости является позиционирование среднего класса как основы казахстанской нации.

«Решение этой задачи должно проводиться в рамках воплощения в жизнь идеи «Общества всеобщего труда». Осуществление этого шага предполагает три компоненты:

1. Дальнейшее формирование экономических и социальных условий развития среднего класса в Казахстане, а именно реализация проектов развития инфраструктуры («Нұрлы Жол») и проведение эффективной индустриализации и модернизации экономики республики.

2. Разработка и продвижение идеологических конструктов, акцентирующих ценностные и целевые установки среднего класса, в том числе национального проекта укрепления гражданской идентичности «Менің Елім».

3. Разработка и продвижение идеологических конструктов, акцентирующих ценностные и целевые установки среднего класса, предполагает организацию широкой дискуссии в среде экспертов и специалистов.

4. Продвижение ценностей среднего класса также предполагает совершенствование программы обучения в школах (учебный план) на предмет включения в нее на постоянной или факультативной основе предметов и тренингов по медиации, умению разрешать любой конфликт через переговорный процесс и поиск точек соприкосновения, по развитию критического мышления и профилактике радикализма и экстремизма. Причем разработку программ и содержания такого рода предметов и тренингов необходимо осуществлять через формирование авторских коллективов и их отбор на конкурсной основе».

Немаловажным автор считает и укрепление правовой сферы, формирование и закрепление единого правового поля, усиление роли судов, развитие практики досудебных решений спорных вопросов. Одним из ключевых направлений на этом уровне является развитие нулевой терпимости к правонарушениям и борьба с коррупцией и произволом чиновников, непосредственно контактирующих с населением.

Рассматривается ученым-историком и языковой вопрос. «Внедрение эффективных практик языкового триединства в рамках национального проекта «Нұрлы Болашақ» сразу должны быть проработаны вопросы внедрения реального триединства языков. В сфере продвижения казахского языка необходимо выработать языковой баланс, руководствуясь концепцией триединства языков и продолжая усилия по созданию трехъязычной языковой среды.

Основной установкой в продвижении данной концепции должен быть прагматизм и инструменталистский подход, в рамках которого язык рассматривается, главным образом, как инструмент для коммуникации и получения необходимой информации. Ключевым пунктом в данном направлении должно стать внедрение в школьный образовательный процесс наиболее эффективных методик обучения казахскому языку, построенных на уровневой модели изучения языков и отказе от оценивания языковых знаний по традиционной пятибальной оценочной шкале».

И. Черных считает, что к реализации проекта должен быть привлечен Институт языкознания имени А. Байтурсынова, а также активисты, развивающие методики преподавания казахского языка (такие, как Бахытжан Бухарбаев и Канат Тассибеков), и педагоги-новаторы, разработавшие эффективные методики обучения казахскому языку взрослого населения (такие, как Жазира Агабекова, Майра Жолшаева, Аклима Байгутова).

«Основная установка должна быть направлена на развитие интереса к овладению языком, а это может выполняться только через развитие игровых форм. Такие методики могут быть заимствованы, например, из опыта изучения английского языка как иностранного, основанного на обучении через игру. Помимо этого, необходимо разрабатывать компьютерные программы изучения казахского языка и распространять их on-line бесплатно. Такие программы должны быть адаптированы для их использования детьми, начиная с 5 лет. В качестве примера могут быть использованы on-line программы изучения английского языка Lingua Leo, Duo Lingo и др.

Для дошкольных учебных заведений и начальной школы необходимо разработать компьютерную программу изучения и развития навыков словарного запаса у детей на трех языках, в рамках которой ребенок может усваивать слова в их трех эквивалентах (например, нан — хлеб — bread). В рамках системы школьного образования необходимо внедрять адаптированный для школы уровневый Kaz test.

Программу обучения казахского языка в дошкольных учреждениях и средней школе необходимо увязать с данной системой тестирования и каждый уровень обучения должен соответствовать уровню знания языка. Например, на выходе из дошкольного учреждения ребенок должен обладать знаниями, умениями и навыками, соответствующими базовому уровню; итогам начальной школы демонстрировать средний уровень, 5—6-й класс - уровень выше среднего».

Таким образом, уверен автор, пройдя через систему школьного образования, обучающиеся на выходе смогут иметь высокий уровень знания казахского языка.

«Такой подход позволит обеспечить системное обучение казахскому языку и развивать в комплексе аудирование, лексику и грамматику, чтение и письмо. Закрепление языковых навыков, как показывает мировой опыт, возможно только на практике. Для этого целесообразно проанализировать введение преподавания в старших классах различных предметов на разных языках.

Например, экономические, естественные и технологические дисциплины можно преподавать на английском языке; гуманитарные предметы — на русском и казахском языках. Необходимо создать специальную общенациональную комиссию по ревизии того, на каком языке будут преподаваться те или иные дисциплины. Особое внимание в школьном обучении необходимо обратить на изучение истории. Это наиболее важный предмет, формирующий мировоззренческие установки и представления о себе, своем прошлом и картину будущего».

Рассматриваются в статье и процессы регулирования миграционных процессов.

«Одной из составляющих Нации единого будущего является повышение качества человеческого капитала в Казахстане. Помимо развития системы образования, методом решения данной задачи является проведение избирательной миграционной политики. Механизмами деятельности в рамках этого направления могут выступить:

- стимулирование иммиграции квалифицированных кадров (среднее звено), которые в перспективе могут стать гражданами Казахстана;

- формирование механизма определения необходимого для развития страны качества привлекаемых мигрантов из стран - не членов ЕАЭС, в том числе балльной системы отбора мигрантов;

- активизация работы с соотечественниками и диаспорами за рубежом, разработка концепции, направленной на их использование в качестве «мягкой силы»;

- расширение образовательной миграции посредством казахстанских грантов и стипендий, выделяемых на конкурсной основе одаренным молодым людям (в т.ч. этническим казахам), проживающим за рубежом, для обучения в казахстанских вузах, например в Назарбаев Университете».

Как неотъемлемый элемент вопроса, доктор наук рассматривает и работу с национал-патриотическим движением.

«Основными проблемами, характеризующими современное национал-патриотическое поле, являются отсутствие координирующего центра, размытость идеологической и политической платформы, декларативный характер выдвигаемых требований, слабые организационные и финансовые возможности, низкий потенциал по мобилизации масс, отсутствие практики политической борьбы (участие в выборах) и низкая популярность лидеров (за исключением Мухтара Шаханова). Сильными сторонами националистов являются доступ к широкой сети информационных ресурсов (интернет-сайты и газеты), способность оперативно реагировать на политические события и решения властей, использование символического наследия «алашординцев» (позиционирование себя в качестве последователей «алашординцев») и возможность привлечения в свои ряды культовых для казахской аудитории личностей».

При этом, считает автор статьи, у национал-патриотического движения имеется определенный мобилизационный потенциал, основанный на следующих факторах.

«Использование перспективной идеологической ниши и популярной среди определенных слоев населения риторики; изменение демографической и языковой ситуации в стране; возможность мобилизации населения на основе антироссийских настроений, определяемых текущим украинским кризисом.

В контексте вышесказанного необходимо: 1. Наполнить казахский национализм новым культурно-идеологическим содержанием. С этой целью нужно осуществить государственную поддержку культурно-образовательных и творческих проектов, различных мероприятий, выставок, фильмов, телевизионных передач, ток-шоу, в которых актуализируются исконные ценности казахского народа. В качестве успешных и популярных проектов, причем не только среди казахов, но и других этнических групп, можно выделить такие, как создание казахского раздела всемирной энциклопедии Википедии (Р. Кенжеханулы), проект обучения казахскому языку всех желающих «Мен қазақпын» (Б. Бухарбаев), спортивное шоу «Қазақстан барысы» (А. Шураев)».

И. Черных предлагает так же организовать общественное обсуждение вопросов природы, содержания и роли казахского национализма в прессе, телевидении, дискуссионных площадках с презентацией альтернативных точек зрения на данный феномен и поиска его созидательной роли в развитии государственности. А так же привлекать научное сообщество.

«В рамках исследовательского и экспертного сообщества осуществить критический анализ понятий, толкование которых неоднозначно как в сфере государственного управления, публичной политики, так и в экспертной среде (например, нация, национальность, государствообразующий этнос, титульная нация, диаспора, ирредента и т.д.)».

Автор считает, что необходимо продвигать концепт культурного (модернистского) национализма, сочетающего в себе традиции и инновации, отказ от противопоставления традиций и модернизации, этничности и гражданства.

«Формирование новых символов и образов, объединяющих людей, необходимо осуществлять посредством широкого привлечения активистов гражданского общества, молодых художников, писателей, архитекторов, дизайнеров. Например, целесообразным является проведение общеказахстанских конкурсов с привлечением к участию представителей творческих специальностей (живопись, архитектура, литература, публицистика и т.д.) и широким освещением в СМИ их результатов. Ъ

Это может быть конкурс «Новый Казахстан — новые символы», направленный на облагораживание городского пространства через установку различного рода тематических инсталляций, созданных как отдельными авторами, так и творческими коллективами. Конкурс «Прошлое и будущее в городской символике», в рамках которого могут разрабатываться и про- двигаться брэнды городов Казахстана с учетом их культурно-исторических особенностей».

Отмечает автор и роль нормативно-правовой (законодательной) базы.

«Формирование Нации единого будущего реализуется в рамках конституционного строя Республики Казахстан и опирается на действующие законодательные и нормативно-правовые акты. Вместе с тем оно потребует внесения изменений в следующие законодательные акты:

- Закон о культуре;

- Закон о языках;

- Закон об образовании;

- Закон об общественных объединениях.

Помимо этого, необходимо внести изменения, соответствующие концепции языкового триединства, во все Государственные образовательные стандарты. Формирование Нации единого будущего в конечном счете зависит от политической воли верховной власти, последовательности и необратимости в проводимой политике», - отмечает автор статьи.

Поделиться