Особенности продвижения нацидеи «Мәңгілік Ел» а рамках «Нурлы жол»

Фото: etoday.kz

Президент РК Н. Назарбаев много раз озвучивал необходимость создания патриотического пакта Мәңгілік Ел. Глава государства озвучивал это неоднократно, и в наиболее полной форме идея Мәңгілік Ел прозвучала в Послании Президента «Нурлы жол – путь в будущее». «Мәңгілік Ел» – это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. Главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности – опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем», - сказал Н. Назарбаев.

Стоит отметить, что важность формирования национальной идеи понимают все жители страны, и способам ее распространения посвящена статья главного научного сотрудника Представительства КИСИ при Президенте РК в г. Алматы, доктора исторических наук Леси Каратаевой, опубликованной в третьем номере научного журнала «Казахстан-Спектр» за 2015 год. Статья называется «Продвижение национальной идеи «Мәңгілік Ел» в информационном пространстве», и в ней автор анализирует стремление казахстанцев к определению своей национальной идеи.

«Вопрос рассматривался под различными углами зрения, начиная с выявления целесообразности четкой фиксации национальной идеи и заканчивая формулированием конкретного слогана, раскрывающего смысловое наполнение нацидеи Казахстана. Процесс движения казахстанцев в направлении выработки национальной идеи условно можно разделить на несколько фаз. Первая фаза, как уже упоминалось, характеризуется отторжением мысли о возможности и целесообразности выработки национальной идеологии. Такое отношение к вопросу может быть объяснено усталостью населения страны от идеологической зарегулированности советского периода. Этот период часто обозначается в научной литературе как период идеологического вакуума, следствием которого явилось повышение интереса к религии и религиозное возрождение в стране».

Автор отмечает, что изменение социальной структуры казахстанского общества, рост этнического и религиозного самосознания граждан привели к расширению спектра идентичностей, разделяемых казахстанцами.

«В результате с начала 2000-х гг. стартует вторая фаза процесса, характеризующаяся поиском идей и ценностей, объединяющих граждан страны. Эта фаза отличается высокой гражданской активностью, проявляемой по вопросу формирования политической нации в стране. Примечательно, что не только официальное информационное пространство наполняется сообщениями данной тематики, но и фиксируется заметная активизация неофициального информационного пространства. В 2014 г. в полном масштабе стартовала третья фаза процесса определения национальной идеи Казахстана. Современное состояние дел, при котором у нашей национальной идеи появилось имя — «Мәңгілік Ел», позволяет говорить о том, какие технологии могли бы быть наиболее эффективными в процессе ее продвижения в информационном пространстве».

Л. Каратаева считает, что на первый взгляд ничего сложного быть не должно, и продвижение нацидеи – это не первая информационная кампания в Казахстане.

«Не мы первые определяем национальную идею, можно использовать зарубежный опыт. Кроме того, PR-технологии уже заработали и информационное пространство наполняется смыслами, в той или иной степени отображающими казахстанскую национальную идею. Но в то же время реализуемая в информационном пространстве кампания по обсуждению и продвижению национальной идеи не лишена уязвимостей. Прежде чем приступить к оценке эффективности и выявлению уязвимостей отечественной информационной кампании по обсуждению и продвижению национальной идеи в общественной среде, имеет смысл обозначить ряд методологических посылов, легших в основу анализа. Во-первых, ряд факторов, в числе которых кризис современной мировой финансово-экономической модели, эрозия норм международного права, развитие информационно-коммуникативных технологий, развитие новых форм террористической активности на фоне расширения социальной базы терроризма и пр., приводят к стремительному усложнению геоэкономической и геополитической ситуации. В заданных условиях необходимой степенью устойчивости будет обладать только сильное государство, характеризующееся не декларативной, а реальной идентификационной связанностью населения.

Во-вторых, разделение идентичности в «автоматическом режиме» возможно в условиях примордиальной парадигмы мышления и свойственно традиционным обществам, характеризующимся, как правило, моноэтничностью».

Историк подчеркивает, что в случае формирования идентичности модернистского типа, характерной для полиэтничных и поликонфессиональных государств, устойчивость такой идентичности напрямую зависит от степени осмысленности выбора на индивидуальном уровне.

«Значимость осознанного выбора в пользу государственной идентичности наиболее ярко проявляется на фоне украинских событий и феноменальной привлекательности идеологии ИГИЛ, обеспечившей значительный приток граждан различных стран в ряды строителей халифата. Самоидентификация индивида с политической нацией, осуществленная в «автоматическом режиме» без осмысления, будет неустойчивой в случае целенаправленного воздействия со стороны проводников чуждой идеологии. В-третьих, одним из ресурсов, обеспечивающих идентификационную связанность населения, является национальная идея. Национальная идея - это ценность, ради которой люди готовы идти на самоограничения. Однако в условиях оторванности идеи от реальных практик ее выражения эффективность и функциональность нацидеи будет стремиться к нулю уже в средне- и долгосрочной перспективе. В-четвертых, национальная идея при всей ее внутриполитической функциональности не может быть ориентирована только вовнутрь политического и социального пространства государства».

По мнению ученого, национальная идея - это своего рода месседж миру о способе мироустройства на некоторой национальной территории, при котором люди могут быть счастливы.

«Миссия народа состоит в том, чтобы нести эту ценность всему миру. Это придает народу смысл существования, превалирующий над текущими проблемами, важность в масштабах мира: «…мы важны постольку, поскольку мы носители этой ценности, и ради этого существуем». Таким образом, к базовым принципам, призванным обеспечить эффективность продвижения национальной идеи и ее устойчивость в долгосрочной перспективе, можно отнести следующее.

Первое. Национальная идея должна иметь универсальный характер и рассматриваться как ценность в общемировом масштабе. Такие смыслы, как «чтобы нам было хорошо» или противопоставление кому-нибудь, не могут быть работающей национальной идеей.

Второе. Национальная идея всегда позитивна, аполитична, наднациональна, внекультурна и граждански унифицирована.

Третье. Устойчивость национальной идеи и формируемой на ее основе идентичности всегда является результатом экзистенциального выбора. Такая устойчивость напрямую зависит от способности разделяющих ее индивидов противостоять «очарованию» альтернативной идеологии.

Четвертое. Основным пространством продвижения национальной идеи является неофициальное пространство. Главными элементами системы информационно-пропагандистской кампании по продвижению национальной идеи являются граждане. Ролевые функции граждан включают в себя и генерирование инфоповодов, и участие в процессе коммуникативного обсуждения, они также исполняют роли «героев» информационных поводов».

Рассматривая возможности пропаганды, автор считает, что условно можно выделить следующие кластеры осуществляемой информационной кампании по продвижению идеи «Мәңгілік Ел».

«Первый кластер - официальная информация. Он включает в себя широкий спектр групп сообщений - от месседжей, генерируемых официальными лицами Казахстана, до информационных сообщений о состоявшихся массовых патриотических акциях в поддержку национальной идеи. В качестве уязвимости выступает разная степень востребованности населением и различная степень доверия со стороны населения к информационным блокам, входящим в этот кластер. Ожидание, обсуждаемость и доверие к заявлениям Главы государства могут быть оценены как наивысшие. В свою очередь, патриотические акции, если это не реальный флешмоб, как инфоповод, обладают низкой степенью востребованности и доверия».

Второй кластер продвижения подобной информации, по мнению представителя КИСИ - научно-аналитический.

«К этому кластеру относятся научные статьи и монографии, комментарии экспертов, дайджест о состоявшихся научно-организационных мероприятиях - конференциях, круглых столах, экспертных форумах и т.д. Степень эффективности этих информационных блоков зависит от ряда факторов.

Во-первых, если информация подается в формате дайджеста о состоявшемся мероприятии, то «продвиженческий» эффект будет близиться к нулю, так как простое сообщение о том, что эксперты собрались и что-то обсудили, мало приближает граждан к пониманию сути обсуждаемого вопроса.

Второй фактор — востребованность научно-аналитической продукции. Очевидно, что такого рода информация имеет свою специфическую аудиторию, включающую в себя граждан, для которых общественно-политическая деятельность является профессиональной. Вероятность того, что среднестатистический гражданин, занятый в сфере производства или оказания услуг, после рабочего дня будет изучать научно-аналитическую литературу на тему национальной идеи в ущерб домашним делам, невысока.

В-третьих, спектр мнений о смысловом наполнении идеи «Мәңгілік Ел» довольно широк. Основной упор в расширении данной идеи делается на ценностный ряд. В то же время не хватает четких слоганов, удобных для ретрансляции, которые делали бы термин «Мәңгілік Ел» более понятным. Очевиден дефицит слоганов, разъясняющих, что значит быть вечным народом».

Третий кластер продвижения нацидеи - творческий. Включает в себя песни, картины и любые другие формы творческого проявления на тему идеи «Мәңгілік Ел».

«Оценивать продвиженческую эффективность направления крайне сложно, однако основным критерием эффективности является способность воздействовать на эмоциональную сферу. Учитывая специфику кластера, можно отметить, что в каждом конкретном случае перечень уязвимостей может быть различен. В целом третий кластер условно можно разделить на две части.

Первая будет относиться к официальному кластеру. Вторая может быть отнесена к «фишкам». Четвертый кластер - «фишки». Информационные блоки кластера являются проявлением народного креатива, при этом участие государства в их осуществлении не исключается».

К этому направлению автор относит прыжок ректора КазГЮУ Максута Нарикбаева с парашютом, проект - автомобильная этнографическая экспедиция «Менің елім - Мәңгілік Ел: от Каспия до Алтая» и т.п.

«Продвиженческий эффект очень высок, потому что пробуждает интерес и стимулирует обсуждение в рамках неофициального информационного пространства. Как и в случае с третьим кластером, в каждом конкретном случае перечень уязвимостей может быть различен.

Пятый кластер - деятельность по продвижению идеи «Мәңгілік Ел» в англоязычном пространстве. Информационное наполнение кластера происходит за счет информационных блоков вышеуказанных четырех кластеров. Определяя уязвимости кластера в самых общих чертах, можно выделить два момента. Во-первых, тексты на английском языке не будут обладать высокой степенью «продвиженческой» эффективности, если являются просто переводом казахоязычных или русскоязычных текстов, ориентированных на внутреннего потребителя.

Тексты должны формироваться с учетом принципов и технологий «захвата внимания» иностранной аудитории. Во-вторых, большое значение имеют лингвистические особенности перевода. В частности, используемый термин «National Idea» не является понятным для англоязычной аудитории, более адекватным выглядит термин «Kazakh National Identity». Безусловно, сильной стороной информационной кампании по обсуждению и продвижению национальной идеи «Мәңгілік Ел» является то, что ее продвижение осуществляется в комплексном формате - СМИ, архитектурные композиции, эстрадные произведения, живое общение в рамках работы различных информационных групп. В то же время наиболее актуальной задачей является активизация коммуникативных процессов в неофициальном информационном пространстве».

Поделиться