Почему не должен дешеветь хлеб, рассказал министр сельского хозяйства

Асылжан Мамытбеков отметил, цена на хлеб должна быть рыночной, что может быть достигнуто путем сокращения государственных субсидий и роста конкуренции среди производителей, сообщает столичный корреспондент агентства.

«За последние пять-шесть лет правительство тратило на снижение цен на хлеб I сорта, булки 600-граммовой, около 6-8 млрд тенге. Эти объемы доходили в некоторые годы до 12-15 млрд тенге. Полтора года назад было принято решение, что нормативы субсидий будут сокращаться и цена хлеба должна приближаться к рыночной. То есть она не должна быть регулируемой, не должна быть удешевленной. Должна быть рыночная цена за счет развития конкуренции», - сообщил министр. 

Асылжан Мамытбеков также рассказал, почему было принято такое решение.

«Во-первых, это не носит адресный характер и хлеб мы удешевляем как для богатых, так и для бедных. Это государству обходится довольно дорого, потому что расчет Министерства здравоохранения и соцразвития показал: если удешевлять хлеб только для нужных адресных групп, то цена вопроса будет стоить всего 1,5 млрд тенге. То есть мы перерасходуем бюджетные средства. Почему богатые люди должны покупать дешево хлеб, это социально несправедливо», - отметил министр.

Вместе с тем глава аграрного ведомства проинформировал, что этот механизм очень сложный и коррупционный, так как удешевляется хлеб на уровне местного бюджета, но возникает вопрос: попадает ли удешевленная мука точно по адресу? Потому что нередко, по словам министра, до него доходят сигналы, что удешевленная мука появляется на свободном рынке.

«Кто супермаржу эту получал за счет бюджета? Непонятно! Почему мы должны допускать это? Непонятно! То есть помогать мы должны точечно, адресно. Удешевление хлеба и постоянное вмешательство государства привело к тому, что во всех городах у нас стоят старые советские хлебокомбинаты. Нет новых инвестиций и технологий. И наша лучшая в мире пшеница превращается в не очень вкусный хлеб, к сожалению, из-за того, что технологии не внедряются. Нет конкуренции, туда не идут новые инвестиции, потому что нормальный инвестор, зная, что государство в нужный момент ему выкрутит руки, заставит правдами-неправдами держать цены», - подчеркнул Асылжан Мамытбеков.

По данным министра, в цене хлеба сосредоточена не только составляющая  пшеницы, это также электроэнергия и транспортные расходы.

«А почему хлеб не должен адекватно стоить? Да, это вопрос довольно острый. Но если разобраться, расходы на хлеб не такие большие. У нас норма потребления хлеба не пересматривалась с советских времен. И она заложена - 120 кг пшеницы на одного человека. Но на самом деле, реально, мы просчитывали это на примере 2010 и 2012 годов, когда была жесточайшая засуха и удешевление происходило только за счет ресурсов «Продкорпорации», наша страна для потребительских целей хлеба ест всего 1 млн тонн, а не 2,4, как по нормам положено», - объяснил Асылжан Мамытбеков.

Министр также добавил, что в советское время в рационе человека хлеб занимал большую долю, сейчас же он не играет такой большой роли. И если посчитать, сколько тратит денег человек, к примеру на транспорт, то сумма гораздо больше, чем затраты на хлеб.

«Поэтому мы не должны политизировать этот вопрос. Это чисто экономического характера вопрос, и мы должны прекратить эту полемику. Да, где нужно, слоям населения нужно адресно помочь. Вот такая позиция наша», - подытожил глава сельскохозяйственного министерства.

Шынар Харламова

Поделиться