Признаков «проедания» Нацфонда нет
Опасения «проедания» и признаков «проедания» Национального фонда Казахстана на сегодня нет. Об этом заявил министр финансов страны Бахыт Султанов.
«Есть четкая работающая концепция управления Нацфондом. Есть определенные ограничения и лимиты, которых мы строго придерживаемся. И ежегодно при разработке трехлетнего проекта бюджета и рассмотрения в парламенте этот вопрос является одним из самых обсуждаемых», – сказал глава Минфина на пресс-конференции в службе центральных коммуникаций в Астане.
О том, что сама идея создания Национального фонда не раз подвергалась критике со стороны отдельных граждан, напомнил первый вице-премьер РК Бакытжан Сагинтаев.
«В свое время, когда Нацфонд только создавался, было много таких высказываний: зачем Национальный фонд держать, надо людям раздать, 17 млн населения, и пусть люди будут счастливы. Сегодня уже пошел другой крен: зачем вообще тратить Нацфонд, вот скоро потеряем Национальный фонд и останемся без ничего. Кризис 2008-2009 годов именно благодаря Нацфонду мы прошли. Средства были вложены и в экономику, и в поддержание банковской сферы», – напомнил первый заместитель главы кабмина.
В свою очередь, Бахыт Султанов объяснил, как работает механизм Национального фонда: в него поступают все доходы от нефтегазового сектора и осуществляются определенные изъятия.
«Так вот, в этом, 2016, году мы отказались от правила плюс 15%. Только 8 млрд долларов по действующей концепции Нацфонда изымаем из средств в виде гарантированного трансферта. В прошлом году у нас в Национальный фонд поступило 1,8 трлн тенге, были использованы в виде гарантированного трансферта. На реализацию программы «Нұрлы жол» были использованы средства целевого трансфера», – отметил он.
Впервые Национальный фонд, по словам министра финансов, был «распакован» в 2009 году в качестве антикризисной меры. Тогда триллион тенге был направлен на кредитование малого и среднего бизнеса, а также на поддержку банковского сектора в рамках сокращения неработающих займов и реализацию программы «Нұрлы жол».
«Если даже поступлений в Нацфонд будет ноль, мы не «проедим» его так быстро. Перед нами поставлена задача пересмотреть подходы к использованию средств Национального фонда. (…) Мы сократили дефицит бюджета до 1,6% – это все делается, чтобы сохранить свои резервы, «проесть» мы всегда успеем. Сегодня, когда четко понятно, что период низких цен может продлиться десятилетия, нам надо сохранить наши резервы для более трудных периодов», – предупредил Султанов.
Он также пояснил, что 3,8 трлн тенге через облигационные заимствования выделены из Нацфонда на проекты, реализуемые национальными компаниями и холдингами.
«Это строительство СЭЗ (специальных экономических зон – прим. ИА Total.kz), железнодорожных и автомобильных проектов, реализация проектов подготовки к Экспо, такие проекты, как строительство газохимического проекта в ЗКО (в Западно-Казахстанской области – прим. ИА Total.kz). Это долгосрочные активы», – резюмировал министр финансов.
Айнур Коскина