Сколько денег выделено на каждое направление программы «Нурлы Жол»
По информации, размещенной на сайте акимата Южно-Казахстанской области, в рамках Государственной программы инфраструктурного развития «Нурлы жол» Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева на Министерство по инвестициям и развитию РК возложена реализация следующих направлений:
1. Создание эффективной транспортно-логистической инфраструктуры.
2. Развитие автомобильных дорог.
3. Развитие железнодорожного сектора и логистики.
4. Развитие индустриальной инфраструктуры и инфраструктуры туризма.
Теперь более детально по самим проектам и средствам, выделенным на их реализацию.
Автодорожные проекты
На реализацию проектов в автодорожной отрасли из Национального фонда будут выделены средства на сумму
296,7 миллиардов тенге, в том числе:
1) строительство и реконструкция автомобильной магистрали Центр-Юг (Астана – Караганда – Балхаш – Курты – Капшагай – Алматы) – 92 млрд. тенге, из них в 2015 году – 57 млрд. тенге, в 2016 – 35 млрд. тенге;
2) строительство и реконструкция автомобильной магистрали Центр-Восток (Астана – Павлодар – Калбатау – Усть-Каменогорск) – 120 млрд. тенге, из них в 2015 году – 77 млрд. тенге, в 2016 – 43 млрд. тенге;
3) строительство и реконструкция автомобильной магистрали Центр-Запад – 8,4 млрд. тенге, из них в 2015 году – 2 млрд. тенге на разработку проектно-сметной документации, в 2016 году – 6,4 млрд. тенге;
4) реконструкция других дорог республиканского значения –
76,3 млрд. тенге, из них в 2015 году – 42 млрд. тенге, в 2016 году – 34,3 млрд. тенге.
Также, реализуются автодорожные проекты с участием международных финансовых организаций. С 2016 года будет осуществлено перераспределение займовых средств, сложившихся за счет экономии при освоении займов по проектам Западная Европа-Западный Китай и Бейнеу – Актау – 763 млн. долларов США на реализацию автодорожных проектов Курты – Бурубайтал, Узынагаш – Отар, Актобе – Макат, Жетыбай – Жанаозен с софинансированием из Национального фонда в сумме 4,6 млрд. тенге в 2016 году.
В текущем году планируется охватить реконструкцией более 7,4 тыс.км автомобильных дорог. Предусмотрена реализация 11 автодорожных проектов общей стоимостью 2,4 трлн. тенге, в их числе:
1) Западная Европа – Западный Китай.
С начала реализации проекта завершены работы на 1884 км и открыто движение на участке от Шымкента до границы РФ и по Жамбылской области.
2) Астана-Алматы.
Работы по данному направлению начаты с 2013 года на участках Астана-Темиртау и Алматы-Капшагай протяженностью 275 км из них завершены на 22 км. В конце года планируется открыть движение на 72 км с полным завершением участков в 2016 году.
3) Астана-Усть-Каменогорск.
Работы по данному маршруту ведутся с 2014 года. По итогам 2015 года планируется открыть движение на 100 км: Астана-Павлодар (47 км) и Павлодар-Семей (53 км).
4) Кызылорда-Жезказган-Караганды
Протяженность на данном участке дороги, подлежащая реконструкции составляет 925 км.
5) Астана-Актобе-Атырау-Актау.
Работы в данном направлении ведутся на участке Бейнеу-Актау (470 км), где в 2014 году открыто движение 200 км. По итогам года планируется завершить работы на 100 км. По оставшимся 170 км завершение - в 2016 году.
6) Алматы – Усть-Каменогорск.
Работы ведутся на участке Капшагай-Талдыкорган
-157 км. По итогам года планируется завершить 100 км. Оставшиеся 57 км будут завершены в 2016 году. Параллельно будет начата разработка ПСД участка Талдыкорган – Ушарал.
Железнодорожные проекты
На реализацию проектов в железнодорожной отрасли и транспортной логистики из Национального фонда будут выделены средства на сумму 46,3 млрд. тенге через целевые трансферты в республиканский бюджет с дальнейшей капитализацией АО «НК «КТЖ» на следующие проекты:
1) строительство вторых путей на участке Алматы-1 – Шу – 27,7 млрд. тенге, из них в 2015 году – 8,3 млрд. тенге, в 2016 – 19,4 млрд. тенге с софинансированием за счет средств АО «НК «КТЖ» на сумму 11,9 млрд. тенге в 2016 году;
Проекты гражданской авиации
На реконструкцию взлетно-посадочной полосы и терминала аэропорта г.Астана в 2015 году из Национального фонда будет выделено 29 млрд. тенге. Также будет проработан вопрос софинансирования проекта с привлечением МФО.
На сегодняшний день выполнены работы по установке ограждения на территории строительства, завершены работы по сносу старого пассажирского терминала и здания РГП «Казаэронавигация». Также же завершена работа по согласованию выноса существующих коммуникаций и сетей.
Развитие индустриальной инфраструктуры и инфраструктуры туризма
В целях финансирования строительства инфраструктуры в 2015 году из Национального фонда будет выделено 68,5 млрд. тенге на ряд проектов: развитие СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» (в настоящее время готовность инфраструктуры составляет 40%), завершение строительства инфраструктуры СЭЗ «Павлодар», СЭЗ «Морпорт Актау», СЭЗ «Парк инновационных технологий», СЭЗ «Астана – Новый город», СЭЗ «ХимпаркТараз».
В целом, в действующих СЭЗ введены в эксплуатацию
124 проекта и создано порядка 8 тыс. рабочих мест. На стадии реализации находятся 74 проекта
В 2015-2019 годах планируется ввести в эксплуатацию
50 проектов, с созданием порядка 17 000 рабочих мест.
Туризм
В целях развития туризма будут реализованы мероприятия по созданию инфраструктуры туризма, направленные на дальнейшее развитие въездного и внутреннего туризма. Данные меры будут направлены на удовлетворение спроса посетителей в качественном отдыхе в приоритетных курортных зонах Алаколь, Кендерли, Балхаш, а также в рекреационных зонах Каркаралы, Баянауыл и др.
Для развития инфраструктуры туристских кластеров будут проработаны вопросы по ремонту и реконструкции автомобильных дорог, ведущих к природным достопримечательностям и объектам историко-культурного наследия, модернизации существующей железнодорожной инфраструктуры, модернизации существующих и строительству новых аэропортов, созданию условий для развития малой авиации, а также продолжится реализация ранее начатых проектов.
Повышение деловой активности и новые антикризисные меры
Поддержка отечественного машиностроения (производство автомобилей, вертолетов Еврокоптер и пассажирских вагонов);
Поддержку отечественных автопроизводителей планируется осуществить через механизмы обусловленного и лизингового финансирования.
За счет средств Национального фонда в 2015 году будут профинансированы поддержка производства отечественных:
- автомобилей - 20 млрд. тенге;
- вертолетов – 10 млрд. тенге;
- пассажирских вагонов – 5 млрд. тенге.
Проведенная работа на 28.05.2015 г.
По состоянию на 28 мая 2015 года банками второго уровня
выдано 686 кредитов для приобретения легкового автотранспорта отечественных производителей на общую сумму 2 217,39 млн. тенге.
Таким образом, из выделенных на автокредитование
15 млрд. тенге фактически освоено 14,78 % средств.
Поддержка экспортеров
Поддержка экспортеров будет осуществляться путем предоставления предэкспортного и экспортного кредитования, в соответствии с требованиями АО «БРК» и/или АО «БРК-Лизинг», в том числе через кредитование финансовых институтов/организаций импортера (нерезидента) продукции, выпускаемой на территории Республики Казахстан.
Условия финансирования проектов отечественных производителей и экспортеров в рамках данной Программы будут определены Правительством РК.
За счет средств Национального фонда в 2015 году будут профинансированы поддержка отечественного экспорта на
35 млрд. тенге в 2015 году и 15 млрд. тенге 2016 году.
На сегодняшний день подано 10 заявок, в том числе от предприятий машиностроения, горно-металлургического комплекса , химической отрасли и пищевой индустрии на общую сумму 34,426 млрд.тенге. Все поданные заявки находятся на рассмотрении БРК.
Развитие инфраструктуры качества продукции
Целью развития лабораторной базы является реализация требований технических регламентов Таможенного союза, выпуск конкурентоспособной и качественной продукции, обеспечение достоверности проведения процедур сертификации и снижение стоимости услуг по сертификации, исключение зависимости от испытательной базы зарубежных стран.
Для решения проблем недостаточности испытательной базы за счет средств Национального фонда будет обеспечено расширение и дооснащение действующих испытательных лабораторий в легкой и химической промышленности, в металлургии, в области пожарной безопасности и гражданской обороне, а также в ветеринарии.
Это обеспечит безопасность и повысит конкурентоспособность отечественной продукции, что позволит проводить гибкую торговую политику и сократить расходы субъектов предпринимательства, связанные с необходимостью подтверждения соответствия качества продукции в странах ЕАЭС.
На оснащение лабораторной базы будут направлены
5 млрд. тенге.
Геологическое изучение перспективных участков
На увеличение объемов геологоразведочных работ будут выделены – 6 млрд. тенге.
На выделенные средства будут начаты геологоразведочные работы для выявления перспективных участков недр с оценкой прогнозных ресурсов в рамках восполнения минерально-сырьевой базы республики, а именно:
- Региональные геофизические исследования (геотраверсы);
- Поисковые, поисково-оценочные работы на твердые полезные ископаемые;
- Поисковые работы на углеводородное сырье (бурение опорно-параметрических скважин);
- Поисково-разведочные работы на геотермальные воды.
Средства в размере 5 млрд тенге из выделенных 6 млрд тенге направлены на региональные геофизические исследования –
1 167 471,0 тыс. тенге; поисковые работы на твердые полезные ископаемые – 922 707,0 тыс. тенге; поисковые работы на углеводородное сырье – 2 092 846,0 тыс. тенге; поисково-оценочные работы на твердые полезные ископаемые – 146 976,0 тыс. тенге; поисково-разведочные работы на геотермальные воды – 670 000,0 тыс. тенге. На предстоящие годы бюджет сэкономит порядка 1,0 млрд. тенге.