Служители ислама не должны быть бюрократами в чалмах

Фото: Total.kz

Для борьбы с экстремизмом и терроризмом было создано министерство по делам религий и гражданского общества, на эти цели выделены значительные государственные средства. Но зачастую усилия государства попросту становятся «холостым выстрелом», считает политолог Султанбек Султангалиев. Эффективно противостоять террористам мешает и отсутствие сформированной идеологии, а главное – отсутствие реальных результатов в борьбе с бедностью и социальной неустроенностью.

– Не кажется ли вам, что борьба с экстремизмом и терроризмом за госсчет не должна проявляться только в семинарах, «круглых столах» и прочих мероприятиях? И что сами так называемые эксперты по религии иногда проводят неадекватную политику?
 – Прежде всего, для государственных органов, и в частности, для министерства по делам религий и гражданского общества необходимо предельно ясно понять для себя весь комплекс условий, создающих благоприятную среду для проникновения в сознание молодого поколения казахстанцев радикальных идей псевдоислама. Первостепенными причинами подобного прискорбного явления являются факторы социально-экономического характера: невостребованность молодежи на рынке труда, низкий уровень жизни населения в сельской местности и отсутствие эффективно работающего социального лифта. Кроме того, сказывается и низкий образовательный и культурный уровень большей части вчерашних выпускников общеобразовательных школ, который обусловлен систематическим коллапсом постоянно реформируемой казахстанской системы образования. Имеет место и такое обстоятельство, как крайне примитивное, поверхностное представление об основах ислама, и этим умело пользуются проповедники религиозного экстремизма. В этих условиях так называемая чистая пропаганда, выражаемая в череде «круглых столов», семинаров и душспасительных бесед, является не более чем холостым, но дорогостоящим выстрелом ради бюрократической отчетности.
– Возможно ли, что провалы государства в противодействии радикальной идеологии обусловлены неумением и нежеланием многих наших чиновников определиться с собственным мировоззрением? С одной стороны, государство всячески поощряет внедрение религиозных ценностей (строительство мечетей и церквей, проведение религиозных ритуалов, невнятная позиция по отношению к хиджабам и т. д.), а с другой стороны – пытается позиционировать светскую модель. Разве это не вносит путаницу в понимание идеологии населением?
– Моральный облик и интеллектуальный уровень подавляющего большинства наших чиновников – это тема отдельного грустного разговора. Мне бы хотелось посмотреть на проблему противостояния государства и экстремистских идей с несколько иной позиции, а именно с точки зрения идеологической борьбы за умы населения. Так вот, в данном аспекте власть явно проигрывает борьбу, потому что, как таковая, государственная идеология в Казахстане не создана и спустя четверть века после обретения независимости находится лишь в стадии формирования. На заре независимости, в начале 90-х годов благодаря усилиям нашей доморощенной национальной интеллигенции устоялось, на мой взгляд, ошибочное мнение о том, что государственная идеология присуща только авторитарным режимам, и стране, развивающейся в демократическом фарватере, никакие идеологемы не нужны. На самом же деле, идеология должна быть присуща любому государству, и неважно в какой форме она будет существовать – в форме «американской мечты» или же «Морального кодекса строителя коммунизма». Общие идеологические основы – это то, что цементирует политическую нацию. К сожалению, серьезный подход к такой глобальной проблеме, как разработка государственной идеологии независимого государства, у нас заменили шумными хороводами вокруг ежегодных посланий главы государства под песни и пляски Ассамблеи народа Казахстана.
– Не считаете ли вы, что архаизация и неграмотность населения зашли так далеко, что бороться с радикальными идеями и внедрять светскую идеологию уже поздно? Если это не так, то в чем, по вашему мнению, должны выразиться усилия государства для реального, а не показушного противодействия экстремизму и терроризму?
– Меры принимать никогда не поздно. К тому же, картина выглядит не так трагично, как может показаться. В индексе терроризма Казахстан в этом году переместился с 83 места в мире на 94 (Россия, например, на 30 месте). Определенная работа, прежде всего, спецслужб Казахстана, ведется и ведется достаточно эффективно. Однако спецслужбы, находя и арестовывая группы лиц, планировавших теракты, борются с последствиями пропаганды экстремистских идей. Реальная же задача заключается в эффективном противодействии и профилактике самой пропаганды экстремистских ценностей. В первую очередь, необходимо лишить проповедников радикализма благодатной почвы, а это значит, поднять жизненный уровень населения за счет успешного экономического развития страны и усиления социальной защиты и поддержки со стороны государства. Без этого никакие технологии не помогут, а «круглые столы» и встречи с молодежью так и останутся официозной говорильней. В законодательном аспекте всё, что необходимо, уже создано, даже, как мне кажется, в чересчур жестком варианте, и это, впрочем, вполне объяснимо. В вопросе противодействия терроризму лучше временно перегнуть палку, чем потом хоронить невинно убиенных мирных граждан. Ну и, конечно, необходимо повышать уровень компетенции служителей ислама, которые сейчас больше напоминают не религиозных авторитетных деятелей, а бюрократов в чалмах.
ИА Total.kz
Поделиться