Последние изменения в правительстве вызвали бурное обсуждение среди граждан Республики Казахстан. Перестановка в различных ведомствах, ликвидация агентств и организация пяти новых министерств не оставили равнодушными даже самых аполитичных жителей страны. ИА Total.kz представляет срез мнений относительно перестановок в правительстве.
"Так как Казахстан является унитарным государством с большим присутствием государства в экономике и довольно жесткой системой государственной службы, то именно центральные ведомства вынуждены реагировать на меняющуюся обстановку в мире, регионе и стране. То есть меняется обстановка и меняются они.
Ближайшее время будет временем внезапных решений, которые надо проводить в жизнь, поэтому пришлось укрупнять министерства, чтобы действовать по принципу «одна задача - один исполнитель». Как говорит мой опыт, если ответственных больше одного, значит, их просто нет. Видимо, так же решил премьер-министр и поэтому попросил президента изменить структуру правительства".
"Можно сколько угодно переставлять мебель в квартире, но от этого благосостояние семьи не улучшится. Это понятно каждому. Конечно же, у людей возникает ощущение новизны и надежды на перемены, но не более того. После многократных передвижек даже самый терпеливый не выдержит и однажды возмутится: «Ну сколько можно переливать из пустого в порожнее?! Не пора ли старую мебель выбросить на свалку и заменить ее новой?! Возможно, пришло время изменить планировку квартиры или построить новое жилище».
Если на автомобильном заводе поменять местами станки, можно улучшить самочувствие рабочих и повысить производительность труда. Но подобное новаторство не приведет к тому, что завод начнет выпускать принципиально новые автомобили. Даже если мы решимся на неслыханную смелость и соединим в одно целое кабинеты бухгалтера и сантехника, назвав новую контору Министерством национальной экономики, единственное, что мы получим, – внебрачные связи на рабочем месте. Прогрессивные технологии от подобного синтеза не рождаются.
Я крайне недоволен переменами в правительстве. Обитателям Акорды советую более серьезно относиться к управлению государством, а решения принимать, руководствуясь современным менеджментом и здравым смыслом".
Айдарбек Ходжаназаров, финансист, бизнесмен, триатлонист
"Я не совсем понял, для чего нужно объединять полицию и МЧС. Это две вполне самостоятельные структуры, которые имеют неимоверно огромный и, самое главное, нескончаемый фронт работ. Разве что тем самым хотят усилить полицейских ЧС-никами на случай беспорядков, но я надеюсь, что у нас не будет поводов к этому.
Больше всего рад расформированию финпола и усилению полномочий налоговиков. Могу вас заверить, что уровень общения и интеллекта любого налогового инспектора куда выше, чем аналогичный с любым опером из финпола. Однако я думаю, что придется создавать следственный комитет при прокуратуре РК, кому-то надо возбуждать уголовные дела и вести следствие.
Не понял смысла объединения экологии, охраны окружающей среды и водных ресурсов с Министерством сельского хозяйства. Получается, что передали ответственность тому министерству, которое со своими задачами-то справиться не в состоянии.
У Исекешева получилось огромное, монстроподобное министерство, думаю, что из-за своих размеров оно будет неповоротливым, и Асет Орентаевич будет зашиваться даже с таким количеством замов. Хотя, может, он сверхчеловек, или рядом с ним сейчас большая команда суперпрофессионалов".
Ден Стерлинг, экономический обозреватель
«Складывается общее впечатление, что это какой-то бред. Сейчас посткризисная ситуация - Россия все больше и больше погружается в санкции, у нас на носу сумасшедший рост цен, и я не разделяю радости наших аграриев, которые заявляют, что у нас сельское хозяйство теперь начнет процветать. И в это время они решают кардинально изменить правительство, тем самым минимум на полгода выбив его из нормального ритма работы. Сейчас начнется битва за места. А экономические министерства, которые должны готовить ответ и реагировать на ситуацию, сейчас будут заняты совершенно другим. Соответственно в момент, когда наиболее необходима стабильность, мы вносим в работу правительства раздрай. Нам надо сокращать министерства и количество чиновников, но при этом нам необходима децентрализация власти.
Самый главный плюс, который я вижу в последних изменениях, – это институт банкротства физических лиц. Непонятно, как будет реализован механизм и на чем он будет базироваться, но само желание – это уже хорошо».
Ермек Тайчибеков, эксперт в области политики, геополитики
"Я целиком и полностью разделяю кадровые перестановки Елбасы. В Швейцарии всего 7 министерств. Теперь в Казахстане будет 12 вместо 19.
Очень рад тому, что Агентство по делам государственной службы объединили с финансовой полицией. Теперь эффективность возрастет. Слышал, что передадут больше полномочий регионам. И это правильно. Практически нет ничего, с чем я был бы не согласен.
Но нет того, чего я больше всего жду. А именно повышения прозрачности. Будь у меня власть, как у Назарбаева, я первым делом во все кабинеты в министерствах и ведомствах протянул бы видеокамеры со звуком и с выходом на интерактивный портал, чтобы любой пользователь мог зайти практически к любому чиновнику в акиматах и министерствах и мог воочию видеть, чем занимаются слуги народа. Вот над чем нужно работать.
Вот такой от меня совет Нурсултану Абишевичу. Пользуясь случаем, желаю ему крепкого здоровья и долголетия".
Мэлс Елеусизов, председатель экологического союза «Табигат»
«То, что президент говорил насчет совещаний, – это абсолютно правильно, потому что ни с кем невозможно было ни один вопрос решить. Постоянно все на совещаниях. А совещания – это когда человек не знает и боится принять решение или хочет переложить ответственность на кого-нибудь.
В принципе, ничего революционного не произошло, но для меня непонятно, зачем было объединять самостоятельные организации. Зачем убрали министерство охраны окружающей среды – непонятно, мы ведь говорим о «зеленой» экономике, о концепции, об ЭКСПО. Толку от такого объединения не будет.
Каппаров убил министерство, сделал из него кошмарного монстра и, вместо того чтобы вывести водный комитет в отдельную, самостоятельную организацию, объединил его с другими комитетами.
Скоро у нас не будет воды, мы уже испытываем серьезные проблемы, особенно на юге.
Я считаю, нужно создать Министерство водного хозяйства».
Айдан Карибжанов, финансист, бизнесмен
"Я расскажу вам сказку про трех политологов.
Несмотря на допущеннные ошибки в постройке домик, Ниф-Ниф является поросенком с потенциалом. Было бы недальновидно пустить его на сосиски. Хотя игра в команде и не является его сильной чертой, это тот недостаток, который в Акорде считают достоинством.
Дом, построенный Нуф-Нуфом, тоже развалился. Помимо субъективных просчетов, на то были и объективные причины. Несомненно, что Нуф-Нуф останется в ближайшем кадровом резерве у Серого Волка, по крайней мере до конца осени. Талант антикризисного менеджера может быть востребован, особенно в регионах и особенно в условиях холодной зимы.
А вот Наф-Наф, хоть и построил добротный крепкий дом, кажется, свой потенциал исчерпал. В существующей парадигме разнонаправленных внутривластных интересов Астана предпочтет сделать из Наф-Нафа холодец. В лучшем случае отправит его на дипломатическую работу".