Били дубинками, вырывали ногти, насиловали — Сайрагуль Сауытбай о пытках в Китае
Вынужденная уехать в Швецию казашка рассказала о пытках в китайском «лагере перевоспитания».
Богатство казахского языка, какие имена дают девочкам, чтобы рождались мальчики, недостатки исторических исследований о восстаниях казахов, причины, по которым эстраду покидают певцы и пытки в китайских «лагерях перевоспитания» — такие темы волновали казахскую прессу и ее читателей, сообщает Total.kz.
Казахский — самый богатый язык в миреСловарный запас казахского языка составляет более 2,5 миллиона слов, говорится в материале газеты «Айқын».
В публикации приводятся цитаты исследователей прошлого, к примеру российского востоковеда-тюрколога П. Мелиоранского, который писал когда-то, что «казахский язык признан всеми исследователями мира самым богатым среди тюркских языков», или российского тюрколога В. Радлова, который еще в XIX веке отметил: «Я считаю великими три языка из всего числа мировых языков — это русский, французский и казахский».
Также в статье есть ссылка на Герольда Бельгера, известного писателя и переводчика, прекрасно владевшего немецким, казахским и русским языками, который в свое время писал: «Самый большой академический 17-томный словарь русского литературного языка содержит 120 488 слов, а 4 тома «Словаря» Даля вмещают в себя 200 тысяч слов. В то время как 10-томник казахского толкового словаря состоит из 2,5 миллиона слов».
«Улболсын» — пусть будет мальчик«Словарный запас нашего языка больше, чем запас слов в русском, эстонском, фламандском языках. Но, к сожалению, большинство казахов не знают о богатстве родного языка», — сетует Анар Коныс, автор публикации.
Интернет-портал Stan.kz рассказывает о казахской традиции давать имена девочкам со смыслом, чтобы после них в семье рождались мальчики.
Мы до сих пор опираемся на архивы русских«Улболсын, Улжалгас, Ултуган — такие имена с приставкой «ул» (мальчик, сын) особенно часто родители давали новорожденным девочкам в 90-е годы прошлого века. К примеру, в период 1990-1999 годы имена с приставкой «ул» были даны 13 803 девочкам, более 50% из них родились в сельской местности. Согласно данным одного исследования, имена Улту, Улбике, Улжан получила каждая третья девочка на юге страны. Более 75 тысяч женщин в Казахстане носят имена с приставкой «ул», 54% из них живут в ауле, остальные в городе. Каждый год около 2000 девочек называют именами с приставкой «ул». Конкретной статистики, сколько мальчиков родилось после того, как девочкам давали такие имена, нет. Но есть данные, что даже после девочек с такими именами в семьях рождались девочки», — говорится в материале.
Казахские ученые должны изменить подход к изучению национально-освободительных восстаний казахов во времена царской России, считает автор портала Аbai.kz.
Петь на сцене — харам«Многие исследования на эту тему до сих пор опираются лишь на российские источники, которые необъективны. После обретения независимости ученые, историки, писатели взялись за это дело. Обнародованы данные о героической борьбе наших предков. Но мы проявляем в этом деле лень, не беря во внимание материалы, опубликованные в печати того времени, именно в изданиях, которые выпускали представители национальных элит Средней Азии. Тщательное изучение публикаций в газете «Қазақ», к примеру, дало бы больше правдивой информации.
Исследователи чаще всего опираются на архивные материалы, которые написаны с позиции порицателей восстаний. Большинство данных в них искажены с целью очернить народ, показать его невежественным и жестоким», — считает Кажет Андас.
Известный поэт и айтыскер Серикзат Дуйсенгазы рассказывает про коллег, покинувших сцену из-за религиозных убеждений, пишет Sn.kz.
«Многие из них в свое время говорили, мол, я прочитал хадисы, суры, понял, что это грех, и ушел. Но некоторые опять вернулись, потому что больше ничем не могли заниматься. Сам я до сих пор придерживаюсь всех канонов религии. Но ушел со сцены не из-за убеждений, просто это было мое решение, личный взгляд», — говорит он.
Недавно по религиозным причинам решил «завязать» со сценой и участник известного квартета «Ринго» Батыр Байназаров. Но есть и те, кто остается верным сцене и религии. Например, певица Роза Алкожа, Мейрамбек Бесбаев, Кайрат Нуртас, Қурмаш Маханов, Айдар Турганбек и другие. В их репертуаре, среди прочих, есть песни и на религиозные темы, говорится в материале.
«Вырывали ногти, насиловали, пытали гвоздем, электрошокером»Сайрагуль Сауытбай, вынужденная уехать в Швецию, рассказала в интервью израильскому изданию Haaretz о пытках в китайском лагере, пишет интернет-сайт Stan.kz.
«В ноябре 2017-го меня насильно привезли в лагерь, сказали, что буду преподавать китайский язык. В лагере было 2500 человек, самой старшей 84 года, а самому младшему — 13 лет. В маленькой камере жили по 20 человек. Они всегда в наручниках, за ними постоянно наблюдали. Вместо туалета — ведро в углу комнаты, которое опорожняли только один раз в день.
День заключенных начинается с занятий по китайскому языку, потом поют пропагандистские песни. Они скандировали лозунги: «Я люблю Китай», «Спасибо Коммунистической партии» и так далее. Все заключенные постоянно принимают таблетки и получают уколы. По официальной версии, проводится профилактика заболеваний. Но из-за препаратов многие теряли способность здраво размышлять.
Кормили в лагере три раза в день исключительно рисовым или овощным супом и маленьким кусочком хлеба. В пятницу заключенным давали свинину, которую могли есть не все из-за религии. Но за отказ от еды заключенных наказывали.
Тех, кто неправильно пел или не мог освоить язык, тоже наказывали. Людей били электрическими дубинками, заставляли сидеть на гвоздях, вырывали ногти, нередки и изнасилования.
Однажды меня тоже наказали за то, что ко мне обратилась казашка — меня избили, лишили на два дня еды», — рассказала она.
Напомним, Сайрагуль Сауытбай была вынуждена незаконно пересечь границу, чтобы воссоединиться с семьей. В Казахстане ей отказали в получении гражданства, и ей пришлось уехать в Швецию, где она получила политическое убежище.