Этнокультурные центры Алматы: дунгане

Фото: ec-sport.kz

Дунгане появились в среднеазиатских владениях Российской империи как вынужденные переселенцы после поражения антикитайского восстания.

В преддверии Дня Независимости редакция Total.kz знакомит читателей с крупнейшими этнокультурными центрами Алматы и историями появления в Казахстане различных этносов.

Дунгане, как и уйгуры, а также сарт-калмаки не являются депортированными народами. Все они появились в среднеазиатских владениях Российской империи как вынужденные переселенцы после поражения антикитайского восстания в Северо-Западном Китае. Договор об Илийском крае передал большую его часть (порядка 80%) империи Цин. Но 20% территории Илийского края площадью около 23 тысячи кв. км. были переданы Российской империи с тем, чтобы все желающие войти в российское подданство могли там поселиться. Ныне эта территория занимает большую часть Уйгурского, Райымбекского и Панфиловского районов Алматинской области Казахстана.

Желание переселиться выразили в первую очередь мусульмане уйгурской, дунганской и калмыцкой национальностей. Интересен тот факт, что большая часть дунганских семей поселилась не на вышеуказанных территориях (которые активно заселили уйгуры), а ушла вглубь российской территории, расселившись по обоим берегам среднего течения реки Чу. В ходе территориального размежевания Средней Азии Чу стала приграничной рекой: таким образом произошло формальное разделение единой общины дунган на казахстанских и кыргызстанских.

Общественное объединение «Казахстанское общество дунган» было зарегистрировано 26 сентября 2011 года. Численность дунган, проживающих в Казахстане, около 70 тысяч человек. Работу дунганских культурных центров в городах Нур-Султан, Алматы, в Жамбылской, Алматинской, Акмолинской, Актюбинской областях координирует ОО «Казахстанское общество дунган». Оно осуществляет мониторинг за разносторонней деятельностью представленного этноса.

Руководит Казахстанским обществом дунган Абубакир Войнце. Офис объединения расположен в Республиканском Доме дружбы в Алматы.

Цели объединения – исследование традиционной и современной картины дунганской культуры, сохранение исконно национального менталитета, обычаев, обрядов, поверий, прикладного искусства.

Созданы и действуют фольклорный ансамбль дунганского творчества «Чунтян» («Весна»), танцевальная группа «Гунян Теву» («Танцующие девушки»), а также две группы по изучению дунганского языка и пять групп по изучению казахского языка. Создано и действует молодежное крыло этнокультурного объединения. Его руководитель – Дениза Джамалова.

Одним из достижений общественного объединения стало создание музея истории дунган Казахстана в селе Масанчи Кордайского района Жамбылской области, которым заведует Муса Губарович Лочь.

Проводятся конференции «В единой семье народа Казахстана». К 20-летию Независимости Казахстана под руководством Абубакира Войнце прошел велопробег по маршруту город Сиань (КНР) – село Масанчи (Казахстан). Его протяженность составила 6 тысяч км.

В селе Масанчи был открыт памятник в благодарность казахскому народу, принявшему дунган на своей территории 135 лет назад. Были проведены Дни дунганской культуры в городах Алматы, Таразе, селах Сортобе, Масанчи, Жалпак-тобе с фольклорными и эстрадными концертными программами, выставкой народного прикладного искусства, произведений писателей и поэтов. Состоялись праздничные мероприятия в связи с 135-летием проживания дунган в Казахстане.

«Дунгане живут одной дружной семьей с казахами, русскими, представителями других этносов. В стране создан уникальный институт – Ассамблея народа Казахстана, построена эффективная система взаимодействия государственных органов с этнокультурными объединениями, что во многом обеспечивает общественно-политическую стабильность в обществе. Мы вместе отмечаем День Конституции и День Независимости Казахстана, Наурыз, Курбан-айт, различные памятные даты», – говорит Абубакир Войнце.

Поделиться