Тяжба между совладельцами микрокредитной организации обрастает новыми подробностями

Фото: Total.kz

Как попытка рейдерского захвата доли в автоломбардном бизнесе была пресечена казахстанскими судами.

Конфликт между семьями Хамраевых и Мергенбаевых, о бизнесе которых мы рассказывали в одной из предыдущих публикаций, обрастает все новыми историями. Причем одна непригляднее другой.

История эта началась еще в 2015-м: в декабре того года Дильнара Хамраева и Клара Кильтбаева зарегистрировали ТОО «Автоломбард Super Credit». Доли в уставном капитале компании распределили поровну — 50/50, а директором назначили супруга Клары — Талгата Мергенбаева.

Перспективы развития нового бизнеса намечались вполне радужными: есть инвестор (на момент создания ТОО, по словам Дильнары Хамраевой, ею было вложено более 8 млн долларов), а руководителю в лице Талгата Мергенбаева (напомним, мужа второго учредителя Клары Кильтбаевой) оставалось осваивать новую рыночную нишу и развивать компанию…

Спустя год Дильнара Хамраева неожиданно узнает, что компаньонами предприняты попытки исключить ее из состава учредителей ТОО «Автоломбард Super Credit».

Оказалось, что в специализированный межрайонный экономический суд (СМЭС) г. Алматы от имени компании подан иск о признании Хамраевой выбывшим участником и исключении ее из состава учредителей ТОО. Основанием для этого послужило следующее: 26 декабря 2016 года директор «Автоломбард Super Credit» Талгат Мергенбаев и соучредитель Клара Кильтбаева заключают договор купли-продажи, согласно которому 50%-ная доля в уставном капитале ТОО, принадлежавшая Хамраевой, была продана за 100 000 тенге. Таким образом, Кильтбаева становится единственным учредителем и принимает решение об исключении бизнес-партнера из состава участников, перераспределении долей, утверждении устава в новой редакции и перерегистрации товарищества в органах юстиции. Узнав об этом, Дильнара Хамраева обращается в суд с иском о признании решения и сопутствующих ему документов незаконными и недействительными, а также взыскании с ответчиков судебных расходов. Решением СМЭС г. Алматы от 25 апреля 2017 года все эти требования были удовлетворены полностью.

К слову, стоит обратить внимание на то, что и в случае с ТОО «Автоломбард Super Credit», и в случае с МКО «Reliance Credit Group» конфликт развивался по схожей схеме: поиск инвестора — получение денег — вывод денег из компании либо попытка рейдерства. Кстати, материалы всех споров между несостоявшимися партнерами есть в открытом доступе на сайте Верховного суда Республики Казахстан.

Похоже на налаженный семейный «бизнес», особенно учитывая «интересную» карьеру ближайшего родственника — отца Талгата Мергенбаева. К слову, о громком деле с его участием ранее писал ряд СМИ.

Вкратце: Сергазы Мергенбаев, будучи президентом одного крупного АО, продал часть имущества возглавляемого им предприятия аффилированным компаниям, затем снял эти же объекты в аренду за государственный счет у них же, но уже по завышенным ценам. В частности, это были складские помещения и гаражи в Алматы и Алматинской области, здания багажных отделений и багажные кладовые в Астане, южном мегаполисе, Жамбылской и Мангистауской областях, Павлодаре, Караганде, Шымкенте и Семее, железнодорожные тупики станций Алматы-1 и Алматы-2, столовая, а также земельные участки под ними. Общая сумма — около 91,5 миллиона тенге. На момент заключения договоров купли-продажи рыночная стоимость этих объектов недвижимости составляла 279 миллионов 737 тысяч тенге, а государству был причинен ущерб более чем на 188 миллионов (для справки: события происходили в далеком 2006 году, когда и доллар был дешевле, и средние доходы населения в разы меньше). Но дело в свои руки взяла Генеральная прокуратура и вывела на чистую воду криминальную схему. Кстати, следствие, а затем и суд, как писали СМИ, установило, что объекты были проданы компаниям, принадлежащим близким родственникам фигуранта дела. Выяснилось, что вся эта недвижимость была продана компаниям, принадлежащим близким родственникам Сергазы – на тот момент бывшей жене, сыну, племяннице, зятю. В завершении комбинации компания арендует проданные им же объекты, поскольку не может без них функционировать по завышенным ценам. За короткое время все затраты окупаются, и в карман предприимчивого агашки капает чистая прибыль.

За указанные деяния Мергенбаев-старший был осужден еще в середине 2000-х годов, но, видимо, так и не смог объяснить сыну, что деньги лучше все-таки зарабатывать честно…

Поделиться