Топ-100 Готовит ли Россия для Казахстана троянского коня?
  • 19 апреля, 03:25
  • Астана
  • Weather icon +13
  • 447,4
  • 477,55
  • 4,76

Готовит ли Россия для Казахстана троянского коня?

Фото: militaryarms.ru

Законопроект о частных военных компаниях уже был представлен на межпарламентских слушаниях ОДКБ.

Главная новость последней недели, будоражащая казахстанскую общественность (особенно ее национал-патриотический сектор) – это закон о частной военно-охранной деятельности, который, по утверждению ряда российских СМИ, уже внесен в парламентскую ассамблею ОДКБ, а его принятие и ратификация странами-участницами должно произойти до 2020 года, передает Total.kz.  

Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК, кандидат военных наук Георгий Дубовцев сообщил сайту Sayasat.org, что в ближайшие три-пять лет инициирование подобного документа в РК не предвидится, и назвал информацию об этом «уткой».

«Мне известно, что в казахстанских СМИ запустили «утку», что якобы в парламентскую ассамблею ОДКБ внесен законопроект с таким названием и якобы этот законопроект предусмотрен так называемым планом работы парламентской ассамблеи ОДКБ на 2017-2020 годы. На самом деле такого плана работы не существует. В секретариате парламентской ассамблеи ОДКБ зарегистрирована программа деятельности по сближению и гармонизации национального законодательства государств-членов ОДКБ на 2016-2020 годы, утвержденная в 2015 году. В этой программе есть пункт «Рекомендации по правовому регулированию ограничения и использования деятельности частных военных компаний (ЧВК) в обеспечении безопасности государств-членов ОДКБ». Никакого законопроекта «О частной военно-охранной деятельности» рассматривать не планировалось», — подчеркнул эксперт КИСИ.

Чтобы понять, «утка» ли это, обратимся к фактам.

5 февраля «Парламентская газета» опубликовала интервью с главой Института проблем безопасности и устойчивого развития (ПБиУР) Виктором Ананьевым. Он заявил, что на постсоветском пространстве необходима легализация частных военных компаний. Возглавляемое им учреждение как раз и является разработчиком данного законопроекта.

Мы вернемся к этому вопросу позже, а пока разберемся, что такое «частные военные компании» и покопаемся в истории «группы Вагнера», командированной в Сирию, недавние боевые потери которой и стали поводом для возобновления в России разговора о необходимости законодательной легализации ЧВК. 

Солдаты Фортуны

Самый первый в истории крупный рынок наемников появился в прославленной Голливудом и мировой индустрией компьютерных игр Спарте, где любой тиран античного мира мог нанять сразу целые подразделения с командирами и даже армии. Сами греки услугами наемников не пользовались, зато плодили их в огромных количествах, благо обстановка способствовала — воевали греки и с внешними врагами, и внутри самой Греции. Ветераны всех этих многочисленных сражений не горели желанием возвращаться к унылой жизни на «гражданке» и с удовольствием сдавали в аренду свои навыки в «расчлененке».

В средние века традиция использования наемников для грязных военных дел только получила развитие. Наемные армии стали способом для нищих королей Европы отказаться от содержания дорогостоящего постоянного войска. В свою очередь, отцы-командиры таких армий, оставшись без содержания, с удовольствием нанимались к любому желающему. Так, во время четвертого Крестового похода воины Христа, двигавшиеся в Египет, были наняты швейцарцами. Они взяли штурмом город в Хорватии, получили отлучение от церкви Папой и в довершение ограбили Константинополь, чем поход и завершился.

Считается, что расцвет ЧВК в их современном понимании случился в середине прошлого века. Первая ЧВК Watchguard International была создана в 1967 году британцами. Ее основал полковник британской армии Дэвид Стерлинг, ранее создавший SAS.

Примеру британцев начали следовать и другие государства Запада, причем увеличение числа контрактников отмечали уже к середине 1970-х годов. Тогда же был заключен и один из первых крупных контрактов в новейшей истории. В 1974 году частная военная компания Vinnell Corp, принадлежавшая американскому военно-промышленному концерну Northrop Grumman, заключила с правительством США сделку более чем на полмиллиарда долларов. Ее сотрудники должны были заняться подготовкой Национальной гвардии Саудовской Аравии и защитой нефтяных месторождений в этом королевстве.

В 1979 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о необходимости разработать конвенцию о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников. Был создан специализированный комитет, в состав которого вошли представители 35 государств. Тем не менее за шесть сессий комитета, последняя из которых состоялась в 1987 году, никаких нормативно-правовых документов по проблеме принято не было.

В 1999 году командование армии США выпустило наставление FM 100-2, устанавливающее порядок взаимодействия военнослужащих США и сотрудников частных охранных и военных компаний в зоне боевых действий.

С начала нового тысячелетия услуги частных военных компаний стали актуальны для крупных международных корпораций, бизнес которых был связан с присутствием в нестабильных регионах. Также были прецеденты использования частных военных компаний международными организациями. Например, ООН наняла подрядчиком ЧВК DynCorp.

Группа Вагнера

О частной военной компании Вагнера первая информация появилась в октябре 2015 года. О ней сообщило петербургское независимое издание «Фонтанка.ру».

По информации журналистов, в 2013 году российские менеджеры Вадим Гусев и Евгений Сидоров, работавшие на частную военную компанию Moran Security Group (защита от пиратства), зарегистрировали в Гонконге ЧВК «Славянский корпус» и набрали по временному трудовому соглашению 267 сотрудников для «охраны месторождений и нефтепроводов» в Сирии.

На деле сотрудники «Славянского корпуса» оказались вовлечены в гражданскую войну в Сирии. Потерпев серьезный урон в бою с «Армией ислама» недалеко от города Аль-Сухна, «Славянский корпус» возвратился в Россию, где его сотрудники, как и владельцы компании, были арестованы за наемничество. Казалось бы, на этом история ЧВК и закончилась, но…

В числе наемников «Славянского корпуса» оказался некто Дмитрий Уткин, служивший до 2013 года в формированиях СпН ГУ ГШ РФ и имевший на то время звание подполковника. В 2014 году  информация о Дмитрии Уткине стала поступать из Луганской области Украины. В одном контексте с ним впервые было упомянуто название «Группа Вагнера». Вагнер — это боевой позывной самого Уткина. В августе 2017 года в консервативной турецкой газете «Новая заря» была опубликована конспирологическая теория о том, что Уткин является лишь номинальной фигурой, а в действительности эту организацию возглавляет кто-то другой.

По сути, ЧВК Вагнера юридически не существует, а потому упоминания его в СМИ позволяют официальным лицам называть информацию о ней «уткой» или фейком. По данным РБК, негласное курирование группы Вагнера осуществляет Главное управление Генерального штаба Вооруженных сил РФ. Финансированием ЧВК занимаются, согласно ряду российских СМИ, «высокопоставленные бизнесмены», к которым отнесли и петербургского ресторатора Евгения Пригожина.

Согласно неподтвержденной информации, группа Вагнера в России базируется неподалеку от станции Молькино в Краснодарском крае и тренируется на расположенном здесь полигоне ГРУ.

Дмитрий Тымчук, руководитель украинского Центра военно-политических исследований, уверен, что после авиаудара США по группе Вагнера (который и стал поводом для возобновления в России разговоров о легализации ЧВК) проводится набор новых наемников в эту организацию. Об этом он сообщил в своем аккаунте на Facebook, приведя в пример объявления, размещенные на ряде российских сайтов, посвященных вакансиям на рынке труда. Объявления эти размещены от имени организации «Ветераны военных конфликтов».

«Еще одна важная деталь данного объявления заключается в том, что в объявлении название организации указано как «Ветераны военных конфликтов», при этом контактное лицо — некий Алексей и номер телефона. Отсутствие полноценного адреса компании объясняется тем, что даже в сегодняшней России уголовную статью (ст. 359 УК РФ) «Наемничество» пока еще не отменили», — рассуждает Тымчук.

Он делает вывод, что группа Вагнера набирает новую партию «пушечного мяса» для Сирии.

Кто продвигает закон о ЧВК

В России разговоры о законодательном разрешении деятельности частных военных компаний ведутся давно, причем на самом высоком уровне. В 2012 году сам Владимир Путин говорил об интересе к появлению такого закона. В том же году проект «О частной военно-охранной деятельности» был внесен на рассмотрение Госдумы депутатом Алексеем Митрофановым.

Отметился в качестве лоббиста законопроекта член Совета федерации РФ, заместитель председателя комитета по обороне и безопасности Франц Клинцевич. По его мнению, ЧВК станут «большим социальным лифтом».

«Я за то, чтобы ЧВК были легализованы, чтобы был по этому поводу закон. Это большой социальный лифт с точки зрения устройства людей, которые по каким-то причинам, в том числе по состоянию здоровья, не могут служить в силовых ведомствах, но они могут спокойно работать в такой коммерческой структуре, как частная военная компания», — объяснил сенатор в интервью одной из московских радиостанций.

Фракция «Справедливая Россия» во главе с Сергеем Мироновым неоднократно высказывалась за принятие закона о ЧВК. Также в пользу принятия закона выступает и руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности, российский военный эксперт Александр Жилин.

Бремя создания законопроекта легло на сотрудников упомянутого уже Института проблем безопасности и устойчивого развития. Виктор Ананьев, его руководитель, в сентябре прошлого года, выступая на прошедших в Ереване межпарламентских слушаниях ОДКБ, презентовал модельный закон «О частной военно-охранной деятельности». Модельный закон был разработан во исполнение предписания программы деятельности Парламентской ассамблеи ОДКБ по сближению и гармонизации национальных законодательств государств-членов организации на 2016-2020 годы. Согласно программе, предусмотрена разработка проекта рекомендаций по правовому регулированию ограничения и использования деятельности частных военных компаний в обеспечении безопасности государств-членов ОДКБ. Ананьев, презентуя модельный закон, сообщил, что его проект уже направлен всем заинтересованным сторонам.

Кыргызстан «за», в Казахстане — молчание

Тем не менее тот же эксперт КИСИ Георгий Дубовцев отрицает само существование этого закона, называя новости об этом «российскими фейками».

Складывается впечатление, что в Казахстане просто не хотят публично обсуждать законопроект о ЧВК, опасаясь возмущения общественности, а после — и населения страны. А вот в соседнем Кыргызстане закона о ЧВК ждут с нетерпением.

Так, в интервью изданию «Регион.kg» президент международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» Кыргызстана Юрий Погиба разъяснил, что эти силы могут использоваться в деликатных военных и охранных операциях.

«ЧВК могут использоваться для проведения деликатных операций, таких как, например, на Донбассе, в Сирии, в Ливии и т.д. То есть услугами частных военных компаний государство может пользоваться в ситуациях, когда государственные структуры по тем или иным причинам не могут быть задействованы», — сообщил Юрий Погиба.

То же издание привело мнение политолога, эксперта по вопросам геополитики Марса Сариева.

«Сейчас идут гибридные войны, которые ведутся через наемников, через так называемых «солдат удачи». Сейчас уже война не выражается в ядерном противостоянии, она обуславливается такими локальными конфликтами, как в Сирии, в Ливии, на Донбассе. Если не легализовать частные военные компании, то ОДКБ будет проигрывать Западу. Сегодня США и Европа активно привлекают к боевым столкновениям и к участию в различных военных конфликтах ЧВК, а у России и стран ОДКБ нет юридического обоснования для этого», — пояснил Сариев.

Кыргызский политолог считает, что россиянам просто необходима легализация ЧВК в текущей политической ситуации.

«Закрепить на законодательном уровне деятельность ЧВК целесообразно еще и для того, чтобы у наемных солдат появился официальный статус. Например, последний инцидент в Сирии, где произошло столкновение американских и курдских сил с ЧВК «Вагнера», который в итоге понес большие человеческие потери. Как с юридической точки зрения рассматривать эту ситуацию? Между тем внутри России это вызывает большие политические колебания, в частности, это бьет по личному имиджу Владимира Путина. Поэтому необходимо легализовать ЧВК, чтобы впредь не допускать негативного общественного резонанса», — подчеркнул Марс Сариев.

Таким образом, в Кыргызстане общество уже готовят к ратификации законопроекта о ЧВК, разработанного россиянами. Казалось бы, Казахстан тоже должен четко обозначить свою позицию по этому вопросу. Но у нас почему-то предпочитают называть информацию о законопроекте, который может быть продавлен и в странах ОДКБ, фейком.

Тем не менее есть и эксперты, которые видят угрозу в этом законопроекте. Один из них — политолог Досым Сатпаев, который прокомментировал свою позицию сайту Sayasat.org.

«Появление легальных ЧВК во всех странах-участниках ОДКБ означает: гипотетически граждане Казахстана, получив статус сотрудника компании, смогут работать на российскую, белорусскую или армянскую ЧВК. И никто не будет знать, для каких целей их нанимают и куда посылают», — сказал эксперт.

 ЧВК станут троянским конем для Казахстана, считает Досым Сатпаев.

«Появление ЧВК как легальной структуры на территории постсоветских стран, с моей точки зрения, создаст для нас очень серьезную угрозу. Никто не даст гарантий того, что та или иная иностранная ЧВК, которую та или иная структура попросит оказать содействие на территории Казахстана, не трансформируется в диверсионную группу при определенных политических изменениях. Появятся люди без опознавательных знаков, с боевым опытом, с оружием — и будут кого-то охранять, что-то защищать, не указывая, в чьих интересах это делается. То есть вне зависимости от того, какой законопроект хотят предложить, для Казахстана легализация ЧВК — троянский конь», — заключил эксперт.

От себя добавим только то, что в 2015 году содержание группы Вагнера по разным оценкам составляло от 5,1 до 10,3 млрд рублей в год. Если вы считаете, что тощий бюджет Казахстана самостоятельно потянет содержание такой ЧВК — вы неисправимый оптимист…

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×