Топ-100 Алматинские парковки, или при чем тут родня акима?
  • 20 сентября, 11:46
  • Астана
  • Weather icon +16
  • 340,95
  • 408,73
  • 5,87

Алматинские парковки, или при чем тут родня акима? Эксклюзив

Фото: aparking.kz

Тема платных парковок не перестает интересовать горожан. Кому и за что мы платим, почему информация об учредителях, о вложенных и собранных средствах является конфиденциальной? Журналист Total.kz попробовал разобраться в ситуации и выяснил много интересного.

Партнер партнеру рознь

По официальной информации, инициатором создания платных парковок стал акимат города. Ранее сообщалось, что проект будет реализован в три этапа: первый – создание 10 площадочных и 56 тротуарных парковок, второй – 37 и 100 соответственно, а третий – ввод в эксплуатацию многоуровневых паркингов.

Администрирование парковочного пространства закреплено за ТОО «Алматы СпецТехПаркинг Сервис». Стоит отметить, что в феврале 2016-го согласно постановлению акимата города Алматы от 31 декабря 2015 года № 4/708 был проведен тендер по передаче 70%-ной доли участия в уставном капитале ТОО «Алматы СпецТехПаркинг Сервис» в доверительное управление сроком на два месяца с правом последующего выкупа. По его итогам победителем признали ТОО «RR2», предложившее, как утверждают в городском акимате, наилучшие условия и наивысшую цену за указанную долю в размере 130,0 млн тенге. Таким образом, в настоящее время 70%-ная доля участия в уставном капитале принадлежит ТОО «RR2», а 30% – управлению природных ресурсов и регулирования природопользования города Алматы.

В свою очередь, учредителями ТОО «RR2» числятся две компании – ТОО «Компания по управлению активами «Алмалы» (конечный бенефициар – Боранбаев Кайрат Советаевич) и ТОО «Almaly CPS» (единственный участник ТОО – Ахметов Саламат Куатович).

Фото: kapital.kz

Вкратце о конечных владельцах этих компаний. Кайрат Боранбаев – президент Национального паралимпийского комитета, председатель наблюдательного совета ФК «Кайрат», президент Федерации бокса Костанайской области и один из богатейших бизнесменов Казахстана. Занимает 13-ю строчку в рейтинге Forbes Kazakhstan с состоянием в 430 млн долларов.

Его дочь Алима замужем за внуком главы государства. В общем, Кайрат Боранбаев – тесть Айсултана Назарбаева и сват Дариги Назарбаевой.

Что касается второго учредителя – Саламата Ахметова, то, в отличие от своего партнера по парковочному бизнесу, он менее известен и, возможно, не так богат. Известно, что он уроженец Карагандинской области. В декабре этого года ему исполнится 36 лет. Женат, воспитывает троих детей, увлекается футболом и конным спортом. Основатель и генеральный директор ТОО «Нұр Астана Құрылыс», вице-президент Союза строителей РК и Центральной Азии. В декабре прошлого года его наградили медалью «За верность делу» III степени.

Имеет также доли участия в уставном капитале нескольких ТОО. Причем список бизнес-партнеров весьма интересен. К примеру, у Саламата Ахметова (и его отца – Куата Сатжановича Ахметова) давний общий бизнес с родней акима города Алматы Бауыржана Байбека, в частности, с отцом – Қыдырғали Мұқаметəмірұлы. Позже партнерские отношения были установлены и с сестрой градоначальника – Айгүл Қыдырғалиқызы.

Фото: inform.kz

К слову, ранее в одном из интервью СМИ, отвечая на вопросы по введению системы платных парковок, Айдын Керимбек (тогда он занимал пост заместителя руководителя управления природных ресурсов и регулирования природопользования города Алматы, а сейчас возглавляет управление сельского хозяйства и ветеринарии г. Алматы) утверждал, что между учредителем компании «Almaty CPS» Саламатом Ахметовым и родными акима нет никакой связи.

Кстати, в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы, которым в настоящее время руководит Максут Исахов и куда перенаправили запрос редакции об учредителях ТОО «Алматы СпецТехПаркинг Сервис», их участии в уставном капитале и т.п., предложили более подробно  прочитать на интернет-портале abctv.kz (Atameken Business Channel). По крайней мере, так следует из ответа редакции за подписью его заместителя – Бекзата Бекишева. Почему и как частный ресурс вдруг, в одночасье, стал официальным источником городского акимата – непонятно. Да и в самом управлении, куда редакция обратилась за пояснением, не смогли ничего внятного сказать по этому поводу, но предположили, что, скорей всего, исполнитель поленился писать и указал ссылку, а замруководителя подписал, не заметив ее.

Да и вообще, в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы нам дали ясно понять: платные парковки – вне их компетенции, поэтому лезть в дела частной компании чиновники не намерены. Кстати, почему  в городском акимате решили направить наш запрос только им, а не в управление природных ресурсов и регулирования природопользования города Алматы – тоже неясно. 

Где деньги, Зин?

Тем не менее редакция Total.kz все же попыталась выяснить, в чем же выражается вклад учредителей в данный проект, как они собираются развивать систему платного паркинга, какие инвестиции в него вложить и, соответственно, какой из всего этого дела получится  выхлоп, в частности, для города. Письмо с этими вопросами направили в акимат г. Алматы и все вышеперечисленные ТОО – «Алматы СпецТехПаркинг Сервис» и «RR2». На наш запрос получили ответы, написанные как под копирку, а большинство наших вопросов и вовсе остались без ответов. Все они касались финансовой сферы и инвестирования.

Из ответа ТОО «Алматы СпецТехПаркинг Сервис». 

Из ответа управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы.

Естественно, возник вопрос: кто же сидит во главе этих компаний? Как выяснилось, сейчас ТОО «Алматы СпецТехПаркинг Сервис» руководит 49-летний Марат Усенович Принбеков – экс-аким Алмалинского района города Алматы. К слову, фамилия Принбековых в последние годы активно муссировалась в обществе в связи с делом его брата – Каната Принбекова, экс-начальника таможенного поста «Алматы-ЦТО» по городу Алматы. В 2013 году его задержали по обвинениям в экономической контрабанде и отмывании денег. Приговор был вынесен в июле 2015-го, но уже 30 мая 2016-го он вышел на свободу по УДО, отсидев в общей сложности 2 года 7 месяцев и 8 дней. Что касается ТОО «RR2», то компания была зарегистрирована в октябре 2015 года. Директором числится некий Ермек Еркенжасович Жанкабаев, 1987 года рождения. Параллельно он также руководит еще одним ТОО – «AlanParking», соучредителями которого указаны компания «RR2» и АО «Национальная компания «СПК «Алматы». Нетрудно догадаться, что и «AlanParking» занимается предоставлением услуг паркинга.

Вернемся, как говорится, к нашим баранам. Так вот, согласно официальным данным, 30%-ная доля участия в уставном капитале ответственной за администрирование парковочного простанства компании – «Алматы СпецТехПаркинг Сервис» – принадлежит государству, а 70% – частной компании «RR2». Сбором денежных средств за услуги парковки должна, по сути, заниматься АСТПС. Но не тут-то было. 100% средств идут в карман частника – ТОО «RR2». В настоящее время в городе 11 парковочных зон на 8796 мест. Путем несложных математических вычислений можно определить, сколько в среднем за день может приносить система платного паркинга. А счет, по нашим скромным расчетам, идет на миллионы.

Из ответа управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы следует, что между  «Алматы СпецТехПаркинг Сервис» и «RR2» есть договор о совместной деятельности. Правда, пояснить, когда и на каких условиях заключен этот документ, чиновники отказались, сославшись на незнание и конфиденциальность.

Возникает вопрос: почему от горожан скрывают информацию о платных парковках? К примеру, на каких условиях инвестор вкладывает денежные средства, во сколько ему обошлись 98 установленных паркоматов и за чей счет содержат более 30 инспекторов, осуществляющих контроль за оплатой парковки, сколько денег ежемесячно поступает в бюджет города от системы платных парковок? Ведь частная компания использует для своего бизнеса улицы – места общего пользования, городскими ресурсами зарабатывает на алматинцах деньги, и, как ни крути, 30%-ная доля участия в уставном капитале числится за государством. А без земли паркоматы – это всего лишь груда металла и пластика. К тому же ранее, в СМИ из уст того же Айдына Керимбека прозвучало обещание сделать информацию о поступлении денег от парковок и их распределении прозрачной и доступной для горожан.

Таким образом, сколько ежемесячно поступает денег от платных парковок и как распределяются эти денежные средства – неизвестно. Во всех ответах говорится о том, что по итогам прошлого года в бюджет Алматы произведены платежи на сумму 230 миллионов тенге. Что за платежи и что в них входит, пояснить никто так и не смог. В городском управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы даже возмутились тем, что мы интересуемся этим, заявив, мол, зачем вы лезете в финансовые вопросы частной компании, не ваше это дело.

Пока, по информации из открытых источников, официальные взаиморасчеты «Алматы СпецТехПаркинг Сервис» с бюджетом за последние пять лет выглядят следующим образом:

  • 2012 г. –  23 100,1 тыс. тенге;
  • 2013 г. – 16 293,5 тыс. тенге;
  • 2014 г. – 35 635,4 тыс. тенге;
  • 2015 г. – 22 139,7 тыс. тенге;
  • 2016 г. – 17 637,5 тыс. тенге;
  • с начала 2017 года – 36 450,1 тыс. тенге.

Что касается платежей ТОО «RR2» в госказну, то в 2015-м компания перевела 53,6 тыс. тенге в виде обязательных платежей, в 2016-м – 34 529,5 тыс. тенге, с начала текущего года от нее уже поступило 21 151,3 тыс. тенге.

Еще один вопрос, который остался без ответа: как рассчитывали тариф и почему собственно парковка стоит 100 тенге в час? Из каких соображений установили именно этот тариф, как его высчитывали и сколько же все-таки средств приносят алматинские водители в карманы частных ТООшек – эта информация хранится за семью печатями.

В городском управлении природных ресурсов и регулирования природопользования ответить на этот вопрос так и не смогли, сославшись на постановление акимата города Алматы от 11 августа 2016 года № 3/375 «Об определении тарифа в местах, оборудованных специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств города Алматы».

Но опять же в документе нет никаких ссылок на расчеты или каких-либо объяснений по тарифообразованию. А если учесть, что и у инвестора нет четкого бизнес-плана, то получается, что тариф «100 тенге в час» возник из воздуха.

Из полученных ответов также выяснилось, что так называемый инвестор в лице ТОО «RR2», конечными владельцами которого заявлены бизнесмены Кайрат Боранбаев и Саламат Ахметов, не имеет четкого бизнес-плана по инвестированию и развитию системы платных парковок и не желает предоставлять общественности информацию, прячась за формулировкой «Конфиденциальная информация». По крайней мере, так представляют дело менеджеры проекта.

Все гнило в Датском королевстве

Между тем у горожан масса нареканий к работе парковок. С первого раза довольно непросто разобраться, как оплачивать парковку: паркомат принимает монеты только в 50 и 100 тенге, а если вдруг у тебя их не оказалось, получишь штраф. Сами паркоматы найти тоже непросто, и спешащие по своим делам водители вынуждены метаться по дорогам в их поисках, рискуя опоздать на встречи, мероприятия и т.д.

Особая тема – разметки: на некоторых парковках их просто нет, и непонятно, где начинается и где заканчивается зона платной парковки. И снова из-за недоработки организаторов парковки водитель рискует получить штраф.

Причем в управлении природных ресурсов и регулирования природопользования города Алматы утверждают, что нанесением дорожной разметки занимается ТОО «Алматы СпецТехПаркинг Сервис», ну а представители компании «Алматы СпецТехПаркинг Сервис» и ТОО «RR2», в свою очередь, кивают в сторону ТОО «СМЭУ-Алматы». Дескать, это их работа. Но это ТОО – не муниципальная организация, а частная контора, учредителями которой числятся девять физических лиц. Несложно догадаться, что если разметки нет, то эту работу ни ответственная компания в лице «Алматы СпецТехПаркинг Сервис», ни инвесторы не заказывали и, соответственно, не оплачивали. Получается, решили сэкономить или же ждут, когда город под давлением общественности займется решением этого вопроса за счет бюджета.

По поводу планов и развития системы платных парковок также отделались лаконичным ответом: планы на 2017 год – довести число автоматизированных платных парковок в Алматы до 10 000 парковочных мест. Более подробно, если следовать совету господина Бекишева, мы должны прочитать на интернет-портале 365info.kz. И снова вопрос: когда сайт успели внести в список официальных источников?! Так и хочется сказать: гоните в шею, господин Байбек, таких нерадивых исполнителей и руководителей. Мало того, что чиновники не владеют информацией и не хотят знать, что творится у них под носом, так еще и подставляют таким вот образом.

Алматинцы, возможно, и не против системы платных парковок, упорядочить их в городе нужно было давно, но не таким способом. Горожане имеют право знать: за что и кому платят, а также почему должны субсидировать чей-то бизнес, а не городской бюджет? Почему средства от отплаты парковок не идут в казну – на развитие тех же парковок и дорог? А парковок в городе не хватает катастрофически, и вместо того, чтобы их строить и развивать, власти города пошли в обратную сторону, ущемляя права автовладельцев, сужая дороги и уменьшая количество парковок. С реконструкцией, которая сейчас проводится в городе, по обочинам дорог появились велодорожки и желтые линии. Велодорожки хорошо, при том что велосипедистов в городе не так уж и много. Но почему за счет одних нарушаются права других?

Стоит ли говорить о том, что автовладельцы существенно пополняют городской бюджет за счет налогов и штрафов, кормят бензиновых королей и бизнес, построенный на услугах автосервиса. И все в этой схеме взаимосвязано, выдерни одно звено – посыпется вся цепочка… Зачем это нужно акимату, зачем местные чиновники искусственно создают социальную напряженность и вызывают недовольство горожан? Надо честно признать, что Алматы – это не Амстердам и не Копенгаген, и если перенимать какой-то опыт, то делать надо это грамотно, учитывая реалии развития мегаполиса и менталитет людей.

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.