Топ-100 Легитимность проекта Waste to Energy вызывает серьезные сомнения у экологов
  • 19 марта, 12:44
  • Астана
  • Weather icon 0
  • 449,3
  • 489,69
  • 4,89

Легитимность проекта Waste to Energy вызывает серьезные сомнения у экологов

Фото: liter.kz

Государство будет покупать электроэнергию по гарантированному тарифу, который в восемь раз выше существующих в Казахстане — эксперты.

По мнению экспертов, при неправильной эксплуатации мусоросжигательные заводы могут стать очень вредным производством, передает корреспондент Total.kz

Напомним, 16 сентября на заседании инвестиционного штаба под председательством премьер-министра РК Аскара Мамина сообщалось, что  рассмотрен ход реализации инвестиционных проектов министерством экологии, геологии и природных ресурсов РК. Пул инвестиционных проектов включает в том числе и строительство в Нур-Султане, Актобе, Шымкенте, Усть-Каменогорске, Караганде и Алматы мусоросжигательных заводов Waste to Energy («мусор — в энергию»; это процесс получения энергии в виде электричества или тепла от сжигания отходов). 

Также сообщалось, что до 2023 года намечено строительство двух заводов по переработке органических и твердых бытовых отходов в Илийском районе Алматинской области. Первый проект — ТОО «Waste Energy Kazakhstan» мощностью 120 тысяч тонн в год, общий объем инвестиций — 41,8 миллиона евро. Доля в уставном капитале компании поделена между двумя юридическими лицами: «Э-Жасыл» и «Таза Жер Эко». Первое ТОО принадлежит испанской стороне — Estudio De Urbanismo Y Arquitectura Federico Echevarria Canarias, S.L., Ecodemoliciones, S.L., Де Хуан Арасил Парра Хорхэ Хуан и Амадо Гарсия Диего Габриель. Учредителями второго ТОО указаны физические лица — Королева Елена Ивановна, Еркенов Чингиз Серикович, Миронов Алексей Геннадьевич, Алмабекова Самал Советхановна.

Второй проект — ТОО «ZOR-BIOGAZ» (где предусмотрена технология полной переработки органических отходов с получением биогаза с последующим его сжиганием для получения электроэнергии, а также биокарбона и удобрений). Мощность завода — 100 тысяч тонн в год, общий объем инвестиций — 7,5 миллиона евро.

Проекты выиграли аукционные торги по отбору министерства энергетики РК проектов БиоЭС. По ним уже заключены договоры с ТОО «Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии» (учредитель — АО «Казахстанская компания по управлению электрическими сетями «KEGOC»).

Между тем, по словам руководителя Казахстанского экологического альянса «Байтак Болашак» Азаматхана Амиртая, с экологами проекты не согласовывались. 

«Мне звонили испанцы — представители крупнейшей компании по сжиганию мусора. Говорят, что они не знают такой технологии. Я сказал, что у нас все закрыто и нас не вводят в курс дела. Самое главное, я, как эколог, не знаю, что там внутри. Нам лишь говорят, что испанская технология лучше. Есть и другие инвесторы, к примеру, корейцы готовы проект реализовать по низкой цене. Также инвесторы из Италии, Германии, но почему-то они выбрали эти проекты», — недоумевает эколог.  

Общая сумма проекта Waste to Energy, отмечает он, составляет порядка 300 миллионов долларов. Плюс государственная поддержка: будет подведена вся инфраструктура и в течение 15 лет электроэнергию будут покупать у заводов по цене 172,71 тенге за киловатт в час (без НДС).   

«Это технология 90-х годов. Сейчас развитые страны работают по другой, улучшенной технологии. У них раздельный мусор, развита экологическая культура. У нас морфологическая составляющая мусора разнообразная. Поэтому выбрана эта технология. Очень и очень сложная технология.  До сжигания отходы все равно нужно будет сортировать. Если не будут этого делать, представьте, вдруг внутри мусора будет взрывчатка? Начнут сжигать, и все взорвется. Кто отвечать будет? Я вот не знаю, как такое решение вообще приняли. К тому же в Казахстане нет специалистов по W2E», — говорит Азаматхан Амиртай.

При этом, по его словам, компания ничем не рискует: по гарантированному тарифу, который в восемь раз выше существующих в Казахстане, проект окупится раз пять.

«Государство создает условия, гарантирует в течение 15 лет покупать электроэнергию по 173 тенге за киловатт в час. Это огромные деньги, учитывая, что на сегодня киловатт в час электроэнергии у нас стоит 20 тенге. За 15 лет пять раз окупятся. Это, вообще, какое удобство им сделали. Страна бедствует — и такие расходы», — говорит Азамат Амиртай.

Курирует проект, по его словам, гражданка Украины Светлана Коротенко. С начала внедрения принципа расширенных обязательств производителей и импортеров в Казахстане она возглавляла ТОО «Оператор РОП», а ноябре 2019 года перешла в наблюдательный совет компании. Новым руководителем «Оператор РОП» стал Медет Кумаргалиев — выпускник двух Восточно-Казахстанских университетов по специальностям «инженерная защита окружающей среды» и «юриспруденция». До этого он работал в управлении отходами министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК.

Отметим, что ТОО «Оператор РОП» — организация, которая занимает монопольное положение в сфере комплексного управления отходами. Официально учредителями компании указаны Муктарова Шнар Уралгазыновна и ТОО «Eco Waste Solutions», единственным участником в котором числится та же Шнар Муктарова.

Ранее, по словам Азамата Амиртая, предлагалась новая и более безопасная технология, разработанная учеными Карагандинского технологического института, стоимость которой в 10 раз дешевле. Однако высокопоставленные лица по известным только им причинам пошли по другому пути.

Ошибочным этот выбор считают и экологи, и общественники Восточно-Казахстанской области. 

Роман Честных, общественный деятель и эколог из Усть-Каменогорска, подчеркивает, что выбранная технология имеет право на существование, однако при неправильной эксплуатации это может быть очень вредным производством, связанное с образованием  токсичных газов.

«Министерство экологии который год хвастается разработкой нового Экологического кодекса, введенного с 1 июля 2021 года, дескать, это закон, который станет заслоном перед производствами, если против них голосуют люди. Ну и где их кодекс, если они уже на полном серьезе обсуждают мусоросжигательные заводы, тогда как по ним не было никаких слушаний? Пусть прямо говорят: это вопрос денег, поэтому все идет в спешке и без оглядки на людей!» — возмущается Роман Честных.

Отметим, в июле нынешнего года уполномоченные органы Восточно-Казахстанской области сообщали, что в Усть-Каменогорске мусоросжигательный завод будут строить с 2023 года. Сжигать планируется до 70% мусора, в частности пищевые отходы. Предполагается, что завод будет вырабатывать до 5 МВт электроэнергии.

Эколог Даулет Асанов, в свою очередь, отмечает, что в Казахстане нет ни утвержденных стандартов удельных выбросов, ни объективных методик расчета и технологий контроля. И системы автоматизированного мониторинга выбросов на источниках не могут определять большое количество опасных химических соединений.

«Усть-Каменогорск долгие годы страдает от загрязнения атмосферного воздуха. И это в условиях наличия заводов с газоочисткой, ТЭЦ, где сжигается однородное топливо. На мусоросжигательном заводе невозможно получить однородную массу топлива, неравномерный процесс горения будет способствовать образованию дополнительных выбросов», — констатирует  он.

Ориентир на сжигание мусора, уверен эколог, приведет к еще большему сокращению переработки отходов, которое в мире признано самым эффективным способом утилизации твердых бытовых отходов (ТБО). Более того, по его словам, образуемого количества отходов в 200 тысяч тонн в год (это при условии, что все виды отходов без сортировки будут сжигаться) будет недостаточно для рентабельности этого завода.

В целом, по мнению эколога, решение о строительстве заводов и отсутствие альтернативы при выборе оператора проекта вызывает большие вопросы с точки зрения коррупционных рисков. К примеру, непонятно, по какой причине к этому вопросу не привлечены международные компании, нет конкуренции технологий и почему решено строить сразу несколько заводов.

«Большие вопросы вызывают выбранные города. Нет ни обоснования, ни ТЭО (технико-экономическое обоснование — прим. Total.kz), ни общественных слушаний. Казахстан не может справиться со стандартными выбросами оксидов азота, серы, пылью. В этих условиях строить источники еще более опасных выбросов как минимум странно», — считает Даулет Асанов.

К слову, по данным из открытых источников, применение мусоросжигательных заводов оправдано в тех случаях, когда полигоны ТБО расположены на значительном удалении от города. Однако сжигание отходов связано со значительными выбросами в атмосферу и сложностью их очистки. При низкотемпературном сжигании ТБО вероятность образования высокотоксичных газов увеличивается.

Наличие определенного процента выбросов в атмосферу на мусоросжигательных заводах неизбежно. В дымовых газах содержится углекислый газ, в меньшей степени — оксиды азота, серы, хлороводород и фтороводород, соединения тяжелых металлов (кадмия, свинца, ртути). Особое внимание привлекают выбросы токсичных фуранов, а также диоксинов, образующихся при сжигании хлорсодержащих полимерных материалов (к примеру, поливинилхлорид).

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×