Топ-100 На исключении утильсбора из Экокодекса настаивает общественность и бизнес
  • 29 марта, 09:34
  • Астана
  • Weather icon +3
  • 448,15
  • 483,46
  • 4,86

На исключении утильсбора из Экокодекса настаивает общественность и бизнес

Фото: Казахстанский пресс-клуб

Утильсбор на сельхозтехнику отразится и на стоимости продуктовой корзины казахстанцев.

Вследствие введения утильсбора на 28% в 2020 году подорожала сельхозтехника, сборы на автотранспорт доходят до 5,5 миллиона тенге, а сборы на кабель могут составить 5% от стоимости. Все это добавляется в стоимость товаров для конечного потребителя, говорят представители ряда бизнес-ассоциаций и депутаты парламента, выступившие с инициативой об изменении нормы Экологического кодекса РК.

Утилизационный сбор — это дополнительный налог, уплачиваемый во внебюджетный фонд, расходы которого находятся вне контроля общественности, а ставки многократно завышены.

«В новый Экологический кодекс вводится утильсбор в том виде, в котором он не обновляет машинно-тракторный и автомобильный парки с целью улучшения экологии, а наоборот, приводит к его старению, создает тенденции монополизации, ведет к беспрецедентному росту цен. Утильсбор бесконтролен и неподотчетен обществу и органам власти», — заявил в своем выступлении депутат мажилиса, председатель Союза промышленников и предпринимателей «Ел тірегі» Нуржан Альтаев.

При этом мировая практика показывает, что казахстанские тарифы на утилизацию автомобилей и техники многократно превышают средние ставки за рубежом.

«В Германии утильсбор для легковых автомобилей составляет порядка 100 евро (производитель закладывает эту сумму в стоимость каждого автомобиля), в Нидерландах — 45 евро», — отметил основатель организации «Eco Network» Евгений Мухамеджанов.

По данным члена комитета МСБ НПП «Атамекен» Берика Заирова, на легковой автомобиль с объемом двигателя 2000 куб. см утилизационный сбор составляет 1,4 миллиона тенге. В развитых странах утилизационный сбор не превышает 100 000 тенге.

«Обширный сравнительный анализ цен на автомобили в Казахстане и в странах свободной экономики показал, что разница в ценах на авто от 50 до 100%», — отметил Берик Заиров.

В то же время за сдачу старого транспортного средства в Казахстане выдается сертификат  всего на 150-300 тысяч тенге, что не становится стимулом для автовладельцев с учетом высоких цен на машины.

«В среднем размер сертификата составляет всего 2-3% от цены нового авто. Несоразмерность, неработоспособность и антиэкологичность этой программы очевидна, что подтверждают и цифры по старению автопарка и падению его прироста», — заявил Евгений Мухамеджанов.

Утилизационный сбор на сельхозтехнику отразится и на стоимости продуктовой корзины казахстанцев.

«Половина затрат агрохозяйств связана с сельхозтехникой. Отечественные заводы увеличили цены в 2,5 раза: трактор «Беларус» 5 лет назад стоил 3,1 миллиона, а в 2019 году — 7,5 миллиона тенге (рост в 2,4 раза), в 2020 году — 8 миллионов тенге. Отечественный «Есиль» (пр-во «Агромашхолдинг») стоил раньше чуть более 20 миллионов, а в 2020 году — 68 миллионов тенге. Списать все на рост курса рубля к тенге нельзя: рубль 5 лет назад стоил 4,8 тенге, а теперь 5,4, рост всего 11%», — рассказал заместитель председателя Союза фермеров Казахстана Ермек Абуов.

Сегодня утильсбор перераспределяет субсидии из отрасли сельского хозяйства в сборочные производства. Согласно результатам Анализа регулярного воздействия, с аграриев в счет утильсбора ежегодно будет взиматься 30-35 млрд тенге. Ожидается, что еще 19 млрд тенге аграрии могут переплачивать за счет роста цен на отечественную технику. Итого около 55 млрд тенге будет взиматься с аграриев, тогда как на субсидирование покупок сельхозтехники в год уходит около 40 млрд тенге на все виды сельхозтехники и 20% всего объема субсидирования Агропромышленного комплекса (АПК).

Более того, нет четкого администрирования сборов на некоторую продукцию, например, на кабель.

«Ставка утильсбора на кабельно-проводниковую продукцию в размере 5% привязана к стоимости товара. У НПП «Атамекен» и у ТОО «Оператор РОП» нет понимания администрирования утилизационного платежа. Каждый продавец на рынке может продавать один и тот же кабель по разной цене, таким образом, утильсбор также будет каждый раз разный, что противоречит законодательству», — сказал руководитель кабельного центра «Интеркоммерц Казахстан» Владимир Ким.

В качестве сравнения спикер привел в пример Россию, где ставка утильсбора привязана не к цене, а к массе материалов и высчитывается по формуле.

«Если сравнивать один и тот же кабель, то размер утилизационного платежа в РК будет в 170 раз больше, чем в России», — отметил он.

Отсутствие четких механизмов администрирования и расходования собранных средств ведет к непрозрачности и вызывает сомнения в эффективности трат.

«Всего за период с 2017 по 2019 год ТОО «Оператор РОП» собрал на утилизацию 220 миллиардов тенге. Согласно данных налоговой отчетности оператора, за этот период общий объем налоговых выплат составил свыше 26,6 миллиарда тенге. При этом более 25,47 миллиарда тенге, или 97,74% всех налоговых выплат, пришлись на выплаты корпоративного налога на прибыль», — сказал член правления СПП «Ел Тірегі» Тимур Жаркенов.

Он добавил, что при действующей ставке по КПН в размере 20% чистая прибыль ТОО «Оператор РОП» за 2017-2019 год составила почти 102 миллиарда тенге.

«Маржинальность оператора — почти 50%, что в переводе на обычный язык означает, что каждый второй тенге, перечисляемый ТОО «Оператор РОП», идет в карман ТОО. Эти средства от плательщиков введенного налога не поступают в бюджет, а находятся в распоряжении частной компании», — отметил он.

Коалиция бизнес-ассоциаций и общественности вносят следующие предложения по проекту Экологического кодекса РК:

  1. Исключить из проекта кодекса нормы использования средств утильсбора на стимулирование участников рынка.
  2. Установить тарифы только в размере, необходимом исключительно для утилизации с учетом стоимости получаемого после утилизации сырья.
  3. Установить порядок расходования средств утиль сбора, а также контроль и подотчетность общественности.
  4. Включить сельхозтехнику, кабель и автотранспорт в систему собственного сбора, транспортировки и утилизации поставщиками и производителями.
Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×