Топ-100 На кабальные условия КТЖ пожаловались бизнесмены
  • 16 апреля, 10:41
  • Астана
  • Weather icon +10
  • 448,56
  • 478,03
  • 4,79

На кабальные условия КТЖ пожаловались бизнесмены

Фото: НК «Қазақстан темір жолы»

Появление посреднических компаний не исключает коррупционных рисков.

Депутат мажилиса Дания Еспаева озвучила депутатский запрос касательно жалоб производителей и реализаторов щебня, передает корреспондент Total.kz.

«В ходе последних выездов депутатов в регионы в партию «Ак жол» обратились предприниматели, занимающиеся производством и реализацией щебня. Как следует из обращения, компании вынуждены поднимать цены на реализуемый товар из-за возникновения дополнительных непредвиденных расходов. Одна из причин этого — постоянно растущие тарифы на железнодорожные перевозки, а также дефицит вагонов для перевозки грузов. На сегодня, как считают участники рынка, ценовая политика АО «Казахстан темир жолы» по перевозке грузов и поставке вагонов не контролируется государством, а учитывая монополию КТЖ, производителям создаются кабальные условия, которые выражаются в ежегодном росте тарифов. Кроме того, на удорожание стоимости услуг влияет стоимость железнодорожных вагонов, переданных от КТЖ в субаренду логистическим компаниям, которые выступают некими посредниками между КТЖ и грузоотправителями», — сказала Дания Еспаева на пленарном заседании мажилиса.

В результате, по ее словам, железнодорожный тариф складывается из двух компонентов: первый — это стоимость перевозки и локомотивной тяги, оплата оператору, то есть ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки», и второй — стоимость предоставленных вагонов АО «Казтeмiртранс» или логистическими компаниями.

«Таким образом, вагоны под загрузку подают АО «Казтемiртранс» или компании, которым переданы вагоны в аренду, а локомотивы предоставляет ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки». В связи с нехваткой локомотивов, вагоны долгое время находятся на железнодорожных путях, и, как следствие, грузоотправители вынуждены платить штрафные санкции за простой вагонов, который происходит не по их вине, а по вине ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки». Так, например, только одна Актюбинская компания заплатила штраф за 3 месяца простоя вагонов в пользу ТOO «KZ LOGISTICS COMPANY» 5 237 000 тенге, и таких примеров много. С февраля этого года  АО «Казтемiртранс» ввел новые тарифы за простой вагонов: если раньше тариф составлял 205 тенге за час простоя, то теперь независимо от количества часов простоя устанавливается тариф 12 500 тенге за каждые сутки», — сообщила она.

Депутат отметила, что изначально весь парк вагонов принадлежал АО «КТЖ» и проблем с наличием вагонов и грузовыми перевозками не было. Но в последующем, когда весь парк был передан АО «Казтемiртранс», а перевозчиком был объявлен ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки», возникли проблемы с регулярными поставками вагонов.

При этом одновременно появились компании, которые предоставляли вагоны производителям щебня, арендованные у АО «Казтемiртранс», но уже по завышенным ставкам. Постепенно парк вагонов перешел на договоры аренды в руки частных компаний, соответственно, и рост цен происходил чаще. Появление посреднических компаний не исключает коррупционных рисков, лоббирования подачи вагонов в интересах определенного круга грузоперевозчиков.

«Такие случаи имеются. И мы к депутатскому запросу прилагаем копию обращения предпринимателей с указанием подобных фактов. На расширенном заседании правительства от 8 февраля 2022 года президент Касым-Жомарт Токаев поручил разобраться с распространением посредников. В частности, он отметил: «Речь идет о компаниях и тарифах различных посредников, монопольных операторов, ненужных агентов. Эту проблему знаете. Вопрос: кто платит за их услуги? Конечно, потребитель платит». На ситуацию с тарифами на грузоперевозки и искусственно создаваемым дефицитом вагонов для перевозки грузов однозначно повлияло создание посреднических компаний. И с этим надо тщательно разобраться и принять срочные меры, так как увеличение стоимости строительных материалов в дальнейшем отражается на стоимости строительных объектов», — заявила Еспаева.

Депутат призвала принять следующие меры:

  • Агентству по защите и развитию конкуренции — проверить на наличие признаков недобросовестной конкуренции в сфере поставки железнодорожных вагонов. Обеспечить контроль ценовой политики монополиста в лице АО «КТЖ – Грузовые перевозки»;
  • в целях снижения стоимости железнодорожной доставки грузов убрать всех посредников в услугах предоставления вагонов;
  • рассмотреть вопрос о нецелесообразности сложившейся практики и восстановить координацию единого процесса услуг грузовых железнодорожных перевозок.
Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×