Топ-100 Названы причины снижения экспорта зерна из Казахстана
  • 29 марта, 18:33
  • Астана
  • Weather icon +4
  • 448,15
  • 483,46
  • 4,86

Названы причины снижения экспорта зерна из Казахстана

Фото: www.symbolsbook.ru

В ноябре планируется заседание в режиме видеоконференции на уровне правительств Казахстана и Китая.

В сентябре 2021 года Казахстан поставил за рубеж 300 тысяч тонн пшеницы, тогда как обычный объем для этого месяца составляет 450 тысяч тонн. Прогноз по экспорту на октябрь составляет 500 тысяч тонн при нормативном объеме 700–800 тысяч тонн зерна, сообщает Eldala.

Одной из причин снижения объемов (наряду с более низким урожаем, пострадавшим из-за засухи нынешнего сезона) стали ограничения на экспорт зерна, введенные Китаем.

Китай в течение года периодически ограничивает прием грузов из Казахстана, а с октября и вовсе ввел полный запрет на поставки ряда товаров, включая зерно и продукты перемола.

«В сложившейся ситуации с Китаем я выскажусь жестко в отношении нашего правительства: у него не хватает ни сил, ни воли отстаивать свою позицию. Тут ведь все понятно: Китаю нужен транзитный коридор в Европу, а инфраструктурные возможности у него ограничены. И они просто берут в обслуживание те товары, которые им выгоднее. Понятно, что это не наш контейнер с зерном, а контейнеры с электроникой для автозаводов, которые стоят по одному миллиону долларов каждый. Исходя из этого, они нас, говоря прямо, просто вышвырнули из очереди. Им наш импорт не нужен, а наши интересы они учитывать просто не хотят. С той же Россией Китай так поступать боится, потому что понимает, каким будет ответ: глаз за глаз, зуб за зуб. То есть, если китайцы не пропустят российский товар, Россия не примет китайские грузы. Все логично. Но у наших властей на аналогичные действия не хватает смелости», — считает эксперт Евгений Карабанов.

Эксперт отмечает, что вопрос с пропуском казахстанских железнодорожных грузов в Китай нужно решать в Пекине, но пока нет никаких действий в этом направлении ни от МИД, ни от МИИР.

Казахстанские госорганы не усматривают в действиях КНР, где введен запрет на прием зерновых грузов из РК, признаков продуктового эмбарго. В аналогичной ситуации находятся и другие страны, а причиной затора грузов различной категории является борьба с распространением коронавирусной инфекции.

«По моему мнению, усматривать здесь цели эмбарго необъективно. В целом, такая же ситуация и с другими соседними странами. Посмотрите, что происходит с Кыргызстаном, с Россией и другими приграничными районами. Это связано прежде всего с развитием коронавируса. При поступлении наших грузов на территорию Китая COVID обнаруживается на мешках, на автомобилях, у водителей», — сообщил в ходе круглого стола руководитель управления департамента Азии и Тихоокеанского региона МИД РК Алмас Сейтакынов.

Также он отметил рост нагрузки и на железнодорожные перевозки вследствие мирового удорожания перевозок морским путем.

Исходя из объяснений китайской стороны, представитель МИД назвал основные причины возникших проблем с грузоперевозками из Казахстана в Китай:

  • ужесточение правительством СУАР санитарно-эпидемиологических мер путем обязательной обработки и дезинфекции контейнеров и вагонов снаружи по прибытии на китайскую часть пунктов пропуска;
  • усиление проверки санитарными службами Китая грузов на наличие коронавирусной инфекции. Пробы берутся с поставляемой из РК продукции и грузов в каждом вагоне;
  • сокращение количества рабочих на китайской части пунктов пропуска, так как при подозрении на COVID-19 вся смена рабочих направляется на 14-дневный карантин;
  • с похолоданием, в зимний период увеличивается время противоэпидемиологической обработки грузовых автомобилей и вагонов на пунктах пропуска;
  • запрет на ввоз мелкотарной продукции, включая упакованную в мешки пшеницу и другие зерновые культуры.

Кроме того, сказывается нехватка контейнеров в Казахстане для перевозки грузов в КНР.

«В течение 2020 и 2021 годов наше министерство в приоритетном порядке включало в двусторонние переговоры с китайской стороной вопрос увеличения грузопотока, а также необходимость возобновления работы закрытых пунктов пропуска. Неоднократно министр иностранных дел Мухтар Тлеуберди встречался со своим китайским коллегой Ваном И, этот вопрос был доведен до китайской стороны», — уточнил Сейтакынов.

Он подчеркнул, что вопрос находится на контроле министерства. В ноябре планируется заседание в режиме видеоконференцсвязи на уровне правительств двух стран.

Как отметил заместитель председателя НПП «Атамекен» Талгат Темирханов, на сегодня пока нет решения данной ситуации. Чтобы казахстанские экспортеры и импортеры, чьи грузы застряли на границе, не попали под штрафные санкции за срыв контрактов, им выдают свидетельства о форс-мажоре.

«Мы вынуждены подтверждать через уполномоченный орган, что сложившаяся ситуация является непреодолимой, и тем поставщикам, которые испытывают трудности с китайской стороной, мы вынуждены выдавать свидетельства о форс-мажоре. Порядка 200 свидетельств выдали, риски сняли на 2,2 миллиарда тенге. Но суть в том, что мы вынуждены экстренно тушить пожар, а системно решить вопрос пока не получается. Не удалось нам пока достучаться до китайских коллег», — сказал он.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×