Топ-100 Почему антимонопольный комитет не считает «Казахтелеком» монополистом?
  • 19 марта, 13:44
  • Астана
  • Weather icon +1
  • 449,3
  • 489,69
  • 4,89

Почему антимонопольный комитет не считает «Казахтелеком» монополистом?

Фото: abctv.kz

Согласно анализу антимонопольного комитета, одобрившего сделку по покупке акций Kcell, национальный оператор получит под контроль лишь 37,5% рынка.

Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Казахстана одобрил совершение сделки по приобретению «Казахтелекомом» 75% голосующих акций Kcell. Таким образом, антимонопольный комитет проигнорировал опасения общественности и экспертов, связанные с появлением на казахстанском рынке сотовой связи супермонополиста, передает Total.kz.

Впрочем, комитет объяснил свое «бесстрашие» тем, что «Казахтелеком», оказывается, не присутствует на рынке мобильной связи.

«При рассмотрении ходатайства антимонопольным органом проведен тщательный анализ и оценка конкуренции на рынке услуг сотовой связи. При принятии решения учтены позиции всех участников рынка. Совместно с уполномоченным органом в области связи — Министерством информации и коммуникаций РК — также были оценены предполагаемое влияние и эффект от совершения сделки для потребителей, участников и на отрасль в целом. Установлено, что компании АО «Казахтелеком» и ТОО «Мобайл Телком-Сервис», представляющие на рынке бренды «Алтел» и «Tele2», не входят в одну группу лиц, так как контрольный пакет (50,52%) в данном товариществе принадлежит шведской компании Tele2 AB. Таким образом, учитывая, что в настоящее время АО «Казахтелеком» не имеет рыночной доли на рынке услуг сотовой связи, антимонопольный орган предоставил согласие на экономическую концентрацию, заключающуюся в приобретении «Казахтелекомом» 75% голосующих акций АО «Kcell», — говорится в сообщении пресс-службы Комитета по регулированию естественных монополий.

Двусмысленность этого объяснения очевидна, если вспомнить, что АО «Казахтелеком» в первом квартале 2019 года выкупает 49% доли в совместном предприятии «Теле2/Altel» у шведской компании Теle2 AB. Вероятно, и на эту сделку потребуется одобрение антимонопольного комитета, что, как и в случае с Kcell, существенно замедлит процесс покупки. Хотя бы для того, чтобы вновь найти объяснения, почему национальный оператор не является супермонополистом. Сейчас, по оценкам неназванных экспертов, на которые ссылается антимонопольный комитет, у «Казахтелекома» под контролем 37,5% рынка сотовой связи, что позволяет ему покупать Kcell и не считаться монополистом.

Хотя, например, британская газета Financial Times, описывая сделку между «Казахтелекомом» и акционерами Kcell и ее потенциально возможные последствия для рынка, ссылается на вице-министра национальной экономики РК Серика Жумангарина, который заявил, что эта сделка переведет под контроль «Казахтелекома» 67% рынка мобильной связи.

«В экономической теории существует множество подходов. У монополии есть свои преимущества, такие как наличие возможностей для внедрения новых технологий. Что касается недостатков, то это рост расходов на обслуживание, ухудшение качества обслуживания и барьеры для выхода третьей компании на рынок», — подчеркнул Серик Жумангарин.

Комитет по регулированию естественных монополий настроен оптимистичней вице-министра.

«Следует подчеркнуть, что сделка не повлияет на стоимость услуг сотовой связи для конечных потребителей. Так, в соответствии со статьей 208 предпринимательского кодекса Республики Казахстан, антимонопольным комитетом установлен ряд требований и условий в интересах потребителей страны и развития отрасли в целом, нарушение которых повлечет пересмотр решения, в том числе отмену сделки в судебном порядке. В числе таких условий: сохранение действующих тарифных планов (пакетов) в течение трех лет после завершения сделки; появление дополнительных услуг для абонентов; расширение покрытия сети 4G в сельских населенных пунктах (с численностью населения 4 тыс. человек и более) до 2021 года; внедрение стандартов предоставления услуг 5G не позднее 31 декабря 2021 года», — говорится в сообщении пресс-службы ведомства.

Также в интересах потребителей антимонопольный орган обязал АО «Казахтелеком» сохранить бренды «Кселл» и «Activ» и ввести обособленное управление акционерным обществом.

«Для осуществления АО «Kcell» независимой предпринимательской деятельности в качестве условия предусмотрено ведение компанией обособленного управления с независимым менеджментом, то есть акционер не сможет определять ведение предпринимательской деятельности новым менеджментом АО «Kcell». В целях сохранения должного качества услуг и стоимости предписано также сохранить действующие договоры о совместном развитии инфраструктуры с другими участниками рынка сотовой связи. Данные условия являются обязательными для исполнения со стороны АО «Казахтелеком» при совершении сделки», — подчеркивается в сообщении антимонопольного органа.

Кроме того, в адрес Министерства информации и коммуникаций РК направлено предписание — обеспечить совершенствование механизмов регулирования рынка услуг сотовой связи путем создания условий для сохранения и развития конкуренции.

Однако участники рынка и эксперты настроены далеко не так оптимистично, как сотрудники антимонопольного комитета.

Так, например, главный исполнительный директор Beeline Казахстан Александр Комаров еще до объявления решения антимонопольного комитета прокомментировал сделку. Он отметил, что показатели ограничения конкуренции в случае ее заключения будут радикально превышены.

«Согласно предпринимательскому кодексу, антимонопольный орган проводит оценку экономической концентрации по установленной методике. Мы полагаем, что анализ должен выявить радикальное превышение показателей ограничения конкуренции, и в этой связи я считаю, что задача антимонопольного комитета дать публичные пояснения относительно проведенного анализа», — сказал Александр Комаров.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×