Топ-100 АНАЛИТИКА: Зачем глава «АрселорМиттал Темиртау» прилетал в Астану?
  • 25 апреля, 17:45
  • Астана
  • Weather icon +10
  • 443,85
  • 474,3
  • 4,8

АНАЛИТИКА: Зачем глава «АрселорМиттал Темиртау» прилетал в Астану?

Фото: ia-centr.ru

Заявление, сделанное вчера генеральным директором АО «АрселорМиттал Темиртау» (АМТ) Виджаем Махадеваном произвело эффект разорвавшейся бомбы. Вместо, увы, уже ставшего привычным сокращения персонала на этот раз он принял решение о снижении заработной платы работникам всех подразделений компании. Предугадать такое развитие событий, перефразируя Виталия Кличко, «мало кто мог сделать».

Но вернемся к началу этой непростой истории. Слухи о больших сокращениях в компании стали циркулировать еще в июне. В том числе шепотом говорили о консервации двух шахт.

Затем, 15 июня, приезд Миттала в Акорду (а он никогда просто так не приезжает). По некоторым данным, индийский миллиардер прилетал в Астану дважды за месяц.

На прошлой неделе завершились непростые переговоры руководства АМТ в правительстве и администрации президента. По заявлению самих участников, чиновники «разговаривали с правлением комбината жестко».

В это же время на комбинат прибывает с достаточно большим десантом из корпоративного офиса генеральный менеджер по кадрам Сергей Ипполитов, что явно, по словам классиков, «воздух тоже не озонировало».

На 15:00 28 июля был назначен брифинг гендиректора Виджая Махадевана, однако уже в 14:10 на электронные адреса информагентств пришли письма с текстом заявления, в котором он обосновывал сложной рыночной конъюнктурой весьма непопулярное решение компании.

Вообще, сам процесс снижения затрат и увеличение прибыли весьма подробно расписан еще незабвенным Карлом Марксом в его «Капитале».

А борьба «АрселорМиттал Темиртау» за снижение себестоимости путем сокращения затрат на собственный персонал началась еще в 2007 году, когда уборщиков служебных и производственных помещений вывели по аутсорсингу из структуры комбината и отдали сторонней организации.

С той поры и по 1 января 2015 года по аутсорсингу, передаче в доверительное управление, продаже и переводу в дочерние предприятия, выведено почти 4 500 человек.

И это не считая тех, кто уходил по СДУ (схеме добровольного увольнения), когда работник увольняется раньше пенсионного возраста, получив так называемые «отступные» от компании. А таких СДУ-шников ежегодно было не меньше тысячи человек. В текущем году по этой схеме планируется отправить еще 600 человек (200 уже ушли).

Но вернемся к брифингу.

«Мне неприятно делать подобные заявления. Но важно, чтобы все наши заинтересованные стороны и особенно лояльные и ценные для компании сотрудники знали следующее. Во-первых, снижение затрат крайне необходимая мера, если  компания хочет иметь стабильное будущее. Во-вторых, мы считаем, что подобная жертва предпочтительнее большого количества сокращенных рабочих мест», сказал собравшимся журналистам Виджай Махадеван.

На вопрос: «В переговорах с правительством вы предлагали два варианта решения проблемы снижения себестоимости: сокращение персонала и снижение  зарплаты?», гендиректор ответил так:

«Для повышения конкурентоспособности компании в текущих геополитических условиях мы должны снижать издержки, но для того, чтобы выйти на необходимые показатели, мы должны были либо сократить 10 000 работников, либо снизить всем зарплату. Мы понимаем, что многие наши работники – единственные кормильцы в семье. И что наше предприятие градообразующее. Потому и предлагаем пойти на снижение заработной платы. Из кризиса мы должны выходить общими усилиями».

Но, несмотря на вопросы журналистов, гендиректор так и не озвучил ни нынешнюю себестоимость тонны металла, ни той цифры, которая получится после сокращения зарплаты. Однако, по некоторым данным, себестоимость металла на данный момент рекордно низкая за все 20 лет работы компании в Казахстане.

Справедливости ради надо сказать, что топ-менеджмент компании тоже «в одном строю с народом»: четвертование зарплаты коснется всех. Так что, и «богатые тоже плачут».

Затем последовали долгие рассуждения и ссылки на, опять-таки, сложные геополитические условия, на закрытые (Иран) рынки; на слишком открытые (Россия и Китай), заполонившие Казахстан дешевым металлом: «Производство стали в Казахстане было относительно стабильным в течение последних трех лет, упав с 3,7 млн тонн в 2012 году до 3,3 млн тонн в 2013 году и вернувшись в 2014 году к уровню 2012 года в 3,7 млн тонн. 

А теперь давайте посмотрим на импорт из Китая и России. Объемы импортируемой в Казахстан китайской и российской металлопродукции в 2012, 2013 и 2014 годах составили 451 000 тонн, 508 000 тонн и 1,6 млн тонн соответственно. То есть доля импорта в Казахстан составляла 12%, 15% и 43% от общего объема производства казахстанской стали в течение этих трех лет. В 2012-м и 2013-м казахстанский рынок стали для российских производителей не представлял интереса. Импортировать сталь в Казахстан Россия начала в 2014 году, после того, как был девальвирован рубль. Объемы импорта выросли с нуля в 2013 году до более чем 1,3 млн тонн в 2014 году и, на основании данных об импорте стали в течение первых пяти месяцев 2015 года, мы ожидаем, что импорт российской металлопродукции в Казахстан превысит 1,9 млн тонн в 2015 году. То есть более 50% от общего объема произведенной в Казахстане стали ввозится из страны, которая может позволить себе продавать свою продукцию дешевле по сравнению с отечественными производителями в связи с ценовыми преимуществами». 
Теперь, по словам гендиректора АМТ, компания работает с правительством РК и даже правительством РФ на предмет ограничения поставок из Китая.

В текущих рыночных условиях компания обратит свой взор на внутренний рынок: увеличит производство труб большого диаметра на заводе в Актау и нарастит производство сортового проката, необходимого для строительства в Казахстане. И если по трубам она практически монополист, то в сегменте сортового проката в РК конкурировать будет далеко не просто: кроме самого Арселора в том сегменте работают еще пять компаний.  Достаточно сказать, что только костанайская «Евраз Каспиан Сталь» имеет проектную мощность 450 тыс. тонн в год, а павлодарское ТОО «Кастинг» и вовсе 700 тыс. тонн при Арселоровской 400 тыс. тонн.

Но все это не так важно на фоне того, как отреагирует почти 40-тысячная масса металлургов и шахтеров на «четвертование» кровно заработанных денег. Сегодня, 29 июля, на предприятии началась разъяснительная компания.

На момент написания материала председатели профкомов металлургов «Жактау» В. Щетинин и горняков «Коргау» М. Миргоязов на звонки не отвечали, видимо, согласовывая свои позиции. Но то, что профсоюзы, защищая права работников, будут действовать всеми законными методами, это сомнения не вызывает. Помним мы еще многотысячные митинги.

Среднаяя зарабатная плата в «АрселорМиттал Темиртау»: 

Стальной департамент  -  150  тыс. тг;

Угольный департамент  -  185 тыс. тг;

ТОО «Оркен» (рудный) - 130 тыс. тг;

ДТОО «Окжетпес» -  106 тыс. тг;

ДТОО «Курылысмет» -  130 тыс. тг.

Алихан Козбаев

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×